Цель урока: применение знаний по теме ”Проценты” к решению задач социальной направленности.
Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
Задачи:
- решать задачи всех видов на проценты, выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений;
- содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса о здоровом образе жизни;
- развивать у учащихся навыки общения и умения делать личностный выбор.
ХОД УРОКА
1. Вступление (1 мин.)
Настрой учащихся на работу, объявления цели урока.
2. Повторение ранее изученного материала (7 мин.)
Математический диктант (один ученик делает с обратной стороны доски по карточке, остальные смотрят задания на экране).
1) Процентом называют ________________ часть величины.
2) Чтобы найти 1 % некоторого числа, нужно разделить его на ______________.
3) 1 % метра называют ___________________.
4) 1 % центнера называют ______________________.
5) Запишите в виде десятичной дроби:
34 % = _________
6 % = __________
3,8 % = _________
116 % = _________
6) Обратите десятичную дробь в проценты
0,89 = _________
0,02 = _________
0,035 = _________
1,2106 = _________
3. Применение знаний к решению знаний о вреде курения (30 мин.)
Вводная беседа: Мы повторили понятие %.
А где применяются проценты?
Сегодня на уроке мы будем не только решать задачи
на проценты, но так же затронем одну из главных
тем безопасности жизни человека – проблему
курения.
Если ещё 40-50 лет назад курением считалось более
или менее невинной забавой, то уже в последние 25
– 30 лет ученые всего мира на основании
неоспоримых научных данных доказали огромный
вред этой привычке для самого курильщика и его
окружающих.
В настоящее время ученые признают, что курение –
это медленное самоубийство, и считают
недопустимым, что и по сей день дети во всем мире
приобретают привычку, которая так часто приводят
к болезням и смерти.
Проблема курения существует и в нашей школе.
Задача 1. Статистика показывает, что среди курящих подростков (15 – 18 лет) мальчиков 60 %, а девочек 30 %. Определите сколько курящих детей в нашей школе, если в ней с 8 по 11 класс 58 мальчиков и 67 девочек.
(Девочки определяют количество курящих девочек в школе, мальчики определяют количество курящих мальчиков в школе. Одна девочка и один мальчик работают у доски).
Решение:
58 : 100 · 60 = 0,58 · 60 = 34,8 ~ 35 (мальчиков)
67 : 100 · 30 = 0,67 · 30 = 20,1 ~ 20 (девочек)
Задача 2. По результатам статистики курящие дети сокращают свою жизнь на 15 %. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если продолжительность жизни в России 69 лет.
(Один ученик решает задачу у доски).
Решение:
- 69 : 100 · 15 = 0,69 · 15 = 7,95 ~ 8 (лет) – 15 %
- 69 – 8 = 61 (лет)
Таким образом, курящие люди сокращают свою
жизнь на 8 лет. Стоит ли начинать курить, если срок
жизни укорочен? Самой ужасной болезнью,
вызванной курением является рак легких. Люди
погибают от рака легкого в 45 – 48 лет. Значит, они
теряют 15 – 20, а то и 30 лет жизни. Курящие люди
добровольно воруют свою жизнь.
Взрослые не задумываются, что курение отражается
не только на их самих, но и на их потомстве. У
курящих родителей часто рождаются дети с
недостаточным весом, а это в будущем скажется и
на их здоровье. Давайте подсчитаем средний вес
новорожденного ребенка, если родители курят.
Задача 3. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше на 125 г, если курит мать – меньше на 250 г. Определите сколько процентов теряет в весе новорожденный, если
а) курит папа (решает вариант 1)
б) курит мама (решает вариант 2).
Ответ округлите до единиц.
(По одному ученику от каждого варианта решают у доски).
Решение:
а) 3300 : 100 = 33 (года) – 1 %
125 : 33 ~ 4 %
б) 3300 : 100 = 33 (года) – 1 %
250 : 33 ~ 8 %
Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз
чаще болеют простудными и хроническими
заболеваниями. Такие дети более раздражительны.
Немецкие ученые доказали, что для детей курящих
матерей уже в раннем возрасте характерны
невнимательность, импульсивность и бесполезная
сверхактивность, даже уровень умственного
развития у них ниже среднего. Чаще всего
развивается и так называемый синдром ”непоседы
Фила” – эти дети, как правило, агрессивны и
склонны к обману.
Подростки, начиная курить, не задумываются, что
на сигареты нужны деньги.
Задача 4. Определите сколько процентов годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий 1 пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 50 рублей, а) ежемесячная зарплата – 20 тысяч рублей (в месяце 30 дней).
(Один ученик решает у доски).
Решение:
30 пачек в месяц
30 · 50 = 1500 (рублей) – в месяц на сигареты
1500 · 12 = 18000 (рублей) – в год на сигареты
20000 · 12 = 240000 (рублей) – годовой доход
240000 : 100 = 2400 (рублей) – 1 %
18000 : 2400 = 7,5 %
Подумайте, стоит ли тратить столько денег на
столь пагубную привычку. Привычку бесполезную, и
к тому же, приносящую огромный вред вашему
организму. И особенно развивающему организму.
Существует такое понятие как ”пассивный
курильщик” – человек вдыхающий пары никотина.
Такой человек страдает от вреда курения не
меньше, а порой и больше, чем сам курильщик.
Нахождение в течение 8 часов в накуренном
помещении равносильно пяти выкуренным
сигаретам. Табачный дым эффективен в радиусе 10
метров от дымящей сигареты. Таким образом,
курящий человек приносит вред не только своему
здоровью, но и здоровью окружающих его людей.
4. Итог урока (5 мин).
Ученикам предлагается продолжить предложение
”Курение вредно …”.
Подумайте обо всем этом! Будьте разумными и
воздержитесь от сигареты!
Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
”Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, призирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я человек! Я должен жить!”
5. Домашнее задание (2 мин) – карточки с задачами.
Задача 1. Исследователи установили, что до 15 %
рабочего времени уходит на курение. Рабочий день
длится 8 часов. Сколько рабочего времени теряется
из – за курения?
Задача 2. После курения одной сигареты в кровь
поступает 3 мг никотина. Сколько мг никотина
поступает в кровь, если человек выкуривает 15
сигарет?