Глава 1. Методологические основы построения содержания школьного курса математики.
1.1. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- нация;
- национальное государство;
- национальное самосознание (идентичность);
- формирование национальной идентичности;
- патриотизм;
- гражданское общество;
- многообразие культур и народов;
- межэтнический мир и согласие;
- социализация;
- развитие;
- воспитание;
- национальный воспитательный идеал;
- базовые национальные ценности;
- духовно-нравственное развитие личности;
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений).
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.
Организация воспитательного процесса в системе “школа – семья – социум” потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.
1.2. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики.
Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Методологической основой разработки и реализации Стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
– в личностном направлении: 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; 5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
– в метапредметном направлении: 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, таблицы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и составлять алгоритмы, для решения математических проблем; 9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета все три вида результатов: 1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации); 2) владение базовым понятийным аппаратом; 3) владение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач.
Глава 2. Логико-математический анализ содержания темы “Умножение и деление десятичных дробей”.
По программе на изучение темы “Умножение и деление десятичных дробей” отводится 11 часов. Т.к. изучением этой темы заканчивается целый блок учебного материала, то следующие 2 часа предусматривают подготовку к контрольной работе и ее проведение. При изучении данной темы в учебнике Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон “Математика, 5 класс” вводятся следующие понятия: произведение десятичных дробей, деление десятичной дроби на натуральное число, деление десятичных дробей. Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Тематическое планирование, 5 часов в неделю.
Номер пункта | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 4. Десятичные дроби. § 2. Арифметика десятичных дробей. | сформировать способность
к умножению десятичных дробей; повторить и закрепить алгоритмы умножения и деления десятичной дроби на 10. 100, 1000 и т. д., алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную, решение уравнений, действия с обыкновенными дробями. тренировать способность к самопроверке результата умножения десятичных дробей с помощью прикидки, способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить алгоритм умножения десятичных дробей, решение задач на взаимосвязь величин вида a = bc, исследование зависимостей между величинами. тренировать способность к умножению десятичных дробей при решении примеров на порядок действий, способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить понятие степени, изученные действия с десятичными дробями, решение примеров на порядок действий, задачи на вычисление площади фигур. тренировать способность к использованию свойств умножения для рационализации умножения десятичных дробей, к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить свойства умножения, упрощение буквенных выражений, решение задач на проценты. тренировать способность к умножению десятичных дробей в прикладных задачах, способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить задачи на движение, преобразование дробных выражений, упрощение выражений, координаты на плоскости. сформировать способность к делению десятичной дроби на натуральное число; повторить и закрепить изучение действия с десятичными дробями, преобразование обыкновенных дробей в десятичные, задачи на движение. сформировать способность к общему случаю деления десятичных дробей, тренировать способность к самопроверке результатов деления с помощью прикидки; повторить и закрепить виды высказываний, понятие периодической дроби, задачи на дроби. тренировать способность рационализации деления десятичных дробей с помощью свойств деления, способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить решение примеров на порядок действий, решение задач на движение. формировать способность к умножению и делению десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.; повторить и закрепить изученные действия с десятичными дробями, решение текстовых задач. формировать способность учащихся к осуществлению процедуры контроля, тренировать способность к рефлексии деятельности, фиксированию собственных затруднений по теме: “Арифметика десятичных дробей”, выявлению их причин и построению выхода из затруднений; контроль ЗУН по теме: “Арифметика десятичных дробей”. |
||
п. 3 | Умножение десятичных дробей. | 6 | |
п. 4 | Деление десятичных дробей | 5 | |
Задачи для самопроверки. | 1 | ||
Контрольная работа № 9. | 1 |
Логико-математический анализ определений понятий.
При проведении логико-математического анализа определений понятий для получения схемы определения понятия используются логические действия “сравнение”, “анализ”, “установление аналогий”.
Логико-математический анализ задач.
В результате выполнения логико-математического анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.
Таблица 3.
Классификация задач по теме “Умножение и деление десятичных дробей”.
Вид /сложность задачи | I уровень сложности | II уровень сложности | III уровень сложности |
Задачи на вычисление | 955, 956, 968, 971, 975, 978, 979, 982, 987, 988, 989, 991, 993, 1015, 1023, 1026, 1039, 1040, 1041, 1042, 1043, 1048, 1051, 1060, 1061, 1069, 1073, 1074, 1082, 1083, 1100, 1101, 1104, 1105, 1108, 1111, 1112, 1116, 1117, 1118, 1126, 1127, 1128, 1129, 1132. | 957, 958, 960, 973, 974, 976, 980, 981, 994, 1016, 1022, 1028, 1038, 1045, 1047, 1050, 1062, 1063, 1068, 1078, 1079, 1080, 1106, 1109, 1113, 1114, 1115, 1130, 1131, 1133, 1134, 1136. | 962, 1017, 1018, 1021, 1032, 1033, 1070, 1071, 1072, 1110, 1119, 1122, 1123, 1124, 1125, 1135, 1137, 1138. |
Задачи на доказательство | 972, 1034. | 961, 1036, 1037. | |
Задачи на построение | 1031, 1121. | 1081 | |
Задачи на сравнение | 963, 986, 1076, 1077, 1102, 1103, 1120. | 977, 985, 1075, 1107. | 1030. |
Практические задачи | 966, 992, 1019, 1020, 1027, 1052, 1053, 1054. | 965, 983, 984, 1024, 1025, 1046, 1049, 1057, 1058, 1064, 1065, 1066. | 1029, 1035, 1059, 1067. |
Задания на составление задач | 964, 990, 1044. | 970, 1055, 1056. |
Литература
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб. / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – М.: Издательство “Ювента”, 2013. – 240 с.: ил.
- “Школа 2000…”. Математика, 5–6 классы: Методические материалы к учебникам математики Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон // Составитель Л.Г.Петерсон. – М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2003.
- Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5 – 6 классов Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон. – М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005, – 80 с.
- Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5 – 6 классы / С.С.Минаева. – 2-е изд., стеротип. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 159, [1] c. (Серия “Учебно-методический комплект”).
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5–9 классы: проект. 3-изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения).