Методологические основы школьного курса математики "Умножение и деление десятичных дробей" по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон

Разделы: Математика


Глава 1. Методологические основы построения содержания школьного курса математики.

1.1. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • нация;
  • национальное государство;
  • национальное самосознание (идентичность);
  • формирование национальной идентичности;
  • патриотизм;
  • гражданское общество;
  • многообразие культур и народов;
  • межэтнический мир и согласие;
  • социализация;
  • развитие;
  • воспитание;
  • национальный воспитательный идеал;
  • базовые национальные ценности;
  • духовно-нравственное развитие личности;
  • духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений).

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

Организация воспитательного процесса в системе “школа – семья – социум” потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.

1.2. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики.

Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Методологической основой разработки и реализации Стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении: 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; 5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

– в метапредметном направлении: 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, таблицы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и составлять алгоритмы, для решения математических проблем; 9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета все три вида результатов: 1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации); 2) владение базовым понятийным аппаратом; 3) владение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач.

Глава 2. Логико-математический анализ содержания темы “Умножение и деление десятичных дробей”.

По программе на изучение темы “Умножение и деление десятичных дробей” отводится 11 часов. Т.к. изучением этой темы заканчивается целый блок учебного материала, то следующие 2 часа предусматривают подготовку к контрольной работе и ее проведение. При изучении данной темы в учебнике Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон “Математика, 5 класс” вводятся следующие понятия: произведение десятичных дробей, деление десятичной дроби на натуральное число, деление десятичных дробей. Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Тематическое планирование, 5 часов в неделю.

Номер пункта Содержание материала Количество часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Глава 4. Десятичные дроби. § 2. Арифметика десятичных дробей.   сформировать способность к умножению десятичных дробей;

повторить и закрепить алгоритмы умножения и деления десятичной дроби на 10. 100, 1000 и т. д., алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную, решение уравнений, действия с обыкновенными дробями.

тренировать способность к самопроверке результата умножения десятичных дробей с помощью прикидки, способность к рефлексии собственной деятельности;

повторить и закрепить алгоритм умножения десятичных дробей, решение задач на взаимосвязь величин вида a = bc, исследование зависимостей между величинами.

тренировать способность к умножению десятичных дробей при решении примеров на порядок действий, способность к рефлексии собственной деятельности;

повторить и закрепить понятие степени, изученные действия с десятичными дробями, решение примеров на порядок действий, задачи на вычисление площади фигур.

тренировать способность к использованию свойств умножения для рационализации умножения десятичных дробей, к рефлексии собственной деятельности;

повторить и закрепить свойства умножения, упрощение буквенных выражений, решение задач на проценты.

тренировать способность к умножению десятичных дробей в прикладных задачах, способность к рефлексии собственной деятельности;

повторить и закрепить задачи на движение, преобразование дробных выражений, упрощение выражений, координаты на плоскости.

сформировать способность к делению десятичной дроби на натуральное число;

повторить и закрепить изучение действия с десятичными дробями, преобразование обыкновенных дробей в десятичные, задачи на движение.

сформировать способность к общему случаю деления десятичных дробей, тренировать способность к самопроверке результатов деления с помощью прикидки;

повторить и закрепить виды высказываний, понятие периодической дроби, задачи на дроби.

тренировать способность рационализации деления десятичных дробей с помощью свойств деления, способность к рефлексии собственной деятельности;

повторить и закрепить решение примеров на порядок действий, решение задач на движение.

формировать способность к умножению и делению десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.;

повторить и закрепить изученные действия с десятичными дробями, решение текстовых задач.

формировать способность учащихся к осуществлению процедуры контроля, тренировать способность к рефлексии деятельности, фиксированию собственных затруднений по теме: “Арифметика десятичных дробей”, выявлению их причин и построению выхода из затруднений;

контроль ЗУН по теме: “Арифметика десятичных дробей”.

п. 3 Умножение десятичных дробей. 6
п. 4 Деление десятичных дробей 5
  Задачи для самопроверки. 1
  Контрольная работа № 9. 1

Логико-математический анализ определений понятий.

При проведении логико-математического анализа определений понятий для получения схемы определения понятия используются логические действия “сравнение”, “анализ”, “установление аналогий”.

Логико-математический анализ задач.

В результате выполнения логико-математического анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.

Таблица 3.

Классификация задач по теме “Умножение и деление десятичных дробей”.

Вид /сложность задачи I уровень сложности II уровень сложности III уровень сложности
Задачи на вычисление 955, 956, 968, 971, 975, 978, 979, 982, 987, 988, 989, 991, 993, 1015, 1023, 1026, 1039, 1040, 1041, 1042, 1043, 1048, 1051, 1060, 1061, 1069, 1073, 1074, 1082, 1083, 1100, 1101, 1104, 1105, 1108, 1111, 1112, 1116, 1117, 1118, 1126, 1127, 1128, 1129, 1132. 957, 958, 960, 973, 974, 976, 980, 981, 994, 1016, 1022, 1028, 1038, 1045, 1047, 1050, 1062, 1063, 1068, 1078, 1079, 1080, 1106, 1109, 1113, 1114, 1115, 1130, 1131, 1133, 1134, 1136. 962, 1017, 1018, 1021, 1032, 1033, 1070, 1071, 1072, 1110, 1119, 1122, 1123, 1124, 1125, 1135, 1137, 1138.
Задачи на доказательство   972, 1034. 961, 1036, 1037.
Задачи на построение 1031, 1121. 1081  
Задачи на сравнение 963, 986, 1076, 1077, 1102, 1103, 1120. 977, 985, 1075, 1107. 1030.
Практические задачи 966, 992, 1019, 1020, 1027, 1052, 1053, 1054. 965, 983, 984, 1024, 1025, 1046, 1049, 1057, 1058, 1064, 1065, 1066. 1029, 1035, 1059, 1067.
Задания на составление задач 964, 990, 1044. 970, 1055, 1056.  

Литература

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб. / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – М.: Издательство “Ювента”, 2013. – 240 с.: ил.
  2. “Школа 2000…”. Математика, 5–6 классы: Методические материалы к учебникам математики Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон // Составитель Л.Г.Петерсон. – М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2003.
  3. Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5 – 6 классов Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон. – М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005, – 80 с.
  4. Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5 – 6 классы / С.С.Минаева. – 2-е изд., стеротип. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 159, [1] c. (Серия “Учебно-методический комплект”).
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5–9 классы: проект. 3-изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
  8. Примерные программы основного общего образования. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения).