Тип урока: повторение и обобщение.
Форма урока: урок – сказка.
Цели:
- Учить учащихся совместной деятельности и формировать умения коллективного поиска ответов на вопросы;
- формировать дисциплинированность и сплочение коллектива,
- повышать уровень математического мышления и возникновение интереса к математике,
- воспитывать стремление к совершенствованию своих знаний;
- учить решать различные задачи.
Оборудование: презентация, цветные полоски для рефлексии.
1. Рефлексия до урока (1 мин): учащиеся выбирают цветные полоски и отдают учителю (цветовая рефлексия настроения).
- Красный цвет – радостное настроение;
- Жёлтый цвет – приятное настроение;
- Зелёный цвет – спокойное, уравновешенное настроение;
- Чёрный цвет – плохое, унылое настроение;
- Белый цвет – затруднение в ответе.
2. Психологический настрой. (1 мин.)
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глазками пожелайте друг другу хорошего настроения на сегодняшний урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю Вам хорошего рабочего настроения и успехов.
3. Вступительное слово учителя. (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте ребята, запишите число и тему урока “Занимательные задачи”. Мы будем повторять изученный материал, отрабатывать навыки сложения и вычитания, решения различных задач. Сегодня у нас в гостях одна девочка по имени Алиса, и она попросила о помощи. У нее потерялась кошка по имени Диана. Давайте поможем ей с поиском.
Вход в замок.
Устный счет. (3 мин.)
1) 950 – 700 = 250;
2) 45 : 5 = 9;
3) 3 · 15 = 45;
4) 28 + 62 = 90;
5) 33 · 3 = 99;
6) 100 – 59 = 41;
7) 81 : 9 = 9;
8) 12 · 5 = 60;
9) 107 – 8 = 9
9; 10) 162 + 46= 208;
11) 25 · 4 = 100;
12) 105 – 7 = 98;
13) 326 : 0 – нельзя;
14) 21 · 3 = 63;
15) 90 : 30 = 3;
16) 100 : 4 = 25;
17) 450 – 405 = 45;
18) 0 : 36 = 0.
4. Проверка знаний учащихся.
Поход к Гусенице. (7 мин)
Учитель: Алиса постучалась в дом, но ей никто не открыл. За то, рядом в лесу, около дома, она увидела гусеницу. И решила у нее спросить про Диану.
Задача: Пятачок и Вини Пух вышли навстречу друг другу, расстояние между ними 50 км. Скорость первого 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 2 часа?
Решение:
1) 7·2 = 14 км за 2 ч Пятачок.
2) 8·2 = 16 км за 2 часа Вини Пух.
3) 14 + 16 = 30 км за 2 ч вместе.
4) 50 – 30 = 20 км между ними через 2 часа.
Ответ: 20 км.
Алиса пошла, искать дальше.
Встреча с Шляпником и Зайцем. (7 мин.)
Учитель: Когда Алиса увидела шляпника и зайца, она сразу же поспешила к ним.
Задача про чайный пакетик. На одной чаше весов лежат шесть одинаковых пачек чая и гиря массой 50г., а на другой – одна пачка чая и две гири массой 100 и 200 г. Весы находятся в равновесии. Определите, сколько граммов весит одна пачка чая?
Решение: Из каждой чаше весов уберем по пачке чая.
1) 100 + 200 = 300 (гр) – на одних весах.
2) 300 – 50 = 250 (гр) – весят 5 пакетиков чая.
3) 250: 5 = 50 (гр) – 1 пакетик чая.
Ответ: 50 г.
Преодоление озера. Помощь лягушонка. (15 мин.)
Учитель: Алиса, наконец, то увидела свою кошку Диану. Но она убежала от нее опять. И чтобы её догнать нужно перейти через озеро. И тут Алиса заметила лягушонка.
Решите уравнения:
- 603 – е = 83, е =520
- 409 + р = 1026, р = 617
- а – 345 = 628, а = 973
- ф · 13 = 221, ф = 17
- 7 · (с + 3) = 98, с = 11
Расположи буквы по их возрастанию и разгадай слово.
Слово: СФЕРА.
5. Решение заданий устно. (3 мин.)
В доме у Кота – Бориса.
Учитель: Перейдя озеро, Алиса решила посмотреть кто в доме. Зайдя в него, она увидела Кота – Бориса.
Математические вопросы:
- Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)
- Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12 глаз.)
- Сколько будет 5 + 5·5? (30)
Встреча с говорящей дверью. (3 мин.)
Учитель: Когда Алиса подошла к двери, она поняла что эта дверь говорящая. И очень испугалась. Дверь не захотела пускать нас просто так и задала решить задачу.
Задача:
Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Посчитай, сколько девяток потребуется мастеру? (Двадцать.)
5. Домашнее задание. (2 мин.)
Учитель: Алиса посмотрела в щелку двери, и увидели свою Диану. Вот, наконец, она нашла свою кошечку. Алиса благодарит Вас всех за помощь.
Для того чтобы Диана больше не убегала, решите дома №….
6. Рефлексия в конце урока. (1 мин.)
Учащиеся выбирают полоски бумаги, понравившегося цвета – настроение в конце урока. После урока учитель сравнивает количество полосок по всем цветам, выбранным учащимися в начале и конце урока.
Использованная литература:
- Чернокнижникова Л.М. Нестандартные уроки. Математика. 5–10 класс: Учебное методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Классикс Стиль, 2009.
- Шевкин А.В. – Текстовые задачи по математике. 5–6. – М.: ИЛЕКСА, 2011.