Урок математики по теме "Удивительное число Пи"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Показать технологию междисциплинарного обучения при обучении математике в 6 классе.
  2. Расширить знания о таинственном числе пи
  3. Провести индуктивное исследование.

Учащиеся объединены в 4 группы. На столах у групп стоят таблички: математики, историки, урологи, фанаты.

Начинается урок с фрагмента фильма “Варвара краса – длинная коса”.

(Как царь Еремей решил пересчитать все в своем царстве).

I. Мотивация. (Для создания мотивации к исследованию можно воспользоваться приемом подведения под понятие).

Слайд 2. Все в природе подлежит измерению, все может быть посчитано. Лобачевский Н.И. (Презентация)

Учитель: В результате измерения и счета лежит число. Числа бывают разные. О каком числе эти загадка? Cлайд 3

  • Оно было известно еще 2000 лет до н.э.
  • О нем написаны стихи
  • Его применяет строитель, портной, астронавт.
  • Обычно, называют его 3 цифры, но сегодня известно более 30 млн. его цифр.
  • Его можно представить в виде обыкновенной дроби и в виде десятичной..
  • Его называют – загадочное число.

Заслушать все предложенные ответы.

Слайд 4. “Куда бы мы не обратили свой взор, мы видим проворное и трудолюбивое число П: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине”. Ф Кымпан.

Выдвижение гипотезы: Число П - загадочное и таинственное. (Вывесить тему или на слайд)

Слайд 5. Число П – загадочное и таинственное.

Так в чем же его загадочность?? Что вы знаете о числе Пи? (Cлайд 6)

А что бы вы хотели еще узнать об этом числе?

Записать на доске все проблемы в форме вопросов:

  • Зачем оно нужно?
  • Как его применять?
  • В чем тайна числа?
  • Можно ли прожить без числа П?
  • Есть ли конец числа П?
  • Для чего его используют?
  • Когда день числа П?
  • Кто впервые узнал о числе П?

(Каждая группа по 1 вопросу предлагает и записывает их на листах, которые вывешиваются на доску)

II. Организация работы в группах. (Cлайд 7)

Число П – одно из вечных ценностей, которым человечество пользуется уже много веков. Углубиться в историю его появления вам помогут листы с информацией.

Работа с текстом (группам предложены тексты. Приложение)

Каждой группе выданы рабочие листы с заданием и тексты.

Задание: Необходимо прочитать предложенный текст и найти ответ на один из поставленных вопросов. А так же предоставить информацию в виде коллажа, таблицы, схемы, стиха или другое.

III. Выступление групп.

Слайд 8-11

Вопросы для групп.

  • Зачем ученые находят все больше цифр числа пи, что это научная ценность или просто рекорд?
  • В каких науках еще используется число Пи?
  • Так загадочно ли это число?

Учитель: Как вы считаете, доказали мы гипотезу? (Слайд 12)

IV. Рефлексия.

Хотите услышать, как звучит число ПИ? (Видеоролик) (Слайд 13)

2 час занятия: Занятие МДО предполагает 2 часовые уроки. На 2 уроке предложена исследовательская работа по нахождению числа. ДЗ учащимся предлагаются задачи практического характера.

1) Исследование в группах.

Провести исследование, заполнить таблицу, вычислить ответ и сделать вывод.

Название предмета Длина окружности Диаметр Длина окружности. Диаметр
       
       

Группам предложены предметы для исследования: стакан, тарелка. Мяч, клубок, салфетка, яйцо.

V. Обсуждение и обобщение результатов.

Каждая группа делает сообщение о своих исследованиях. Установить связь между всеми исследованиями.

Вывод. В результате исследований каждая группа получила один и тот же результат.

  • В ходе проведения практического исследования я пришла к следующим выводам: полученное на практике отношение длины окружности к её диаметру приближается к 3,14. Точность вычисления числа “Пи” таким способом невелика: только в одном случае из 5 найденное значение константы содержит верную цифру в разряде сотых, в остальных случаях достигнута точность только в разряде десятых.
  • Точное значение числа Пи в современном мире представляет собой не только собственную научную ценность, но и используется для очень точных вычислений (например, орбиты спутника, строительства гигантских мостов), а также оценки быстродействия и мощности современных компьютеров.

Для домашнего задания учащимся предлагаются задачи практического характера.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5