Цели:
Учащиеся объединены в 4 группы. На столах у групп стоят таблички: математики, историки, урологи, фанаты.
Начинается урок с фрагмента фильма “Варвара краса – длинная коса”.
(Как царь Еремей решил пересчитать все в своем царстве).
I. Мотивация. (Для создания мотивации к исследованию можно воспользоваться приемом подведения под понятие).
Слайд 2. Все в природе подлежит измерению, все может быть посчитано. Лобачевский Н.И. (Презентация)
Учитель: В результате измерения и счета лежит
число. Числа бывают разные. О каком числе эти
загадка? Cлайд 3
Заслушать все предложенные ответы.
Слайд 4. “Куда бы мы не обратили свой взор, мы видим проворное и трудолюбивое число П: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине”. Ф Кымпан.
Выдвижение гипотезы: Число П - загадочное и таинственное. (Вывесить тему или на слайд)
Слайд 5. Число П – загадочное и таинственное.
Так в чем же его загадочность?? Что вы знаете о числе Пи? (Cлайд 6)
А что бы вы хотели еще узнать об этом числе?
Записать на доске все проблемы в форме вопросов:
- Зачем оно нужно?
- Как его применять?
- В чем тайна числа?
- Можно ли прожить без числа П?
- Есть ли конец числа П?
- Для чего его используют?
- Когда день числа П?
- Кто впервые узнал о числе П?
(Каждая группа по 1 вопросу предлагает и записывает их на листах, которые вывешиваются на доску)
II. Организация работы в группах. (Cлайд 7)
Число П – одно из вечных ценностей, которым человечество пользуется уже много веков. Углубиться в историю его появления вам помогут листы с информацией.
Работа с текстом (группам предложены тексты. Приложение)
Каждой группе выданы рабочие листы с заданием и тексты.
Задание: Необходимо прочитать предложенный текст и найти ответ на один из поставленных вопросов. А так же предоставить информацию в виде коллажа, таблицы, схемы, стиха или другое.
III. Выступление групп.
Слайд 8-11
Вопросы для групп.
- Зачем ученые находят все больше цифр числа пи, что это научная ценность или просто рекорд?
- В каких науках еще используется число Пи?
- Так загадочно ли это число?
Учитель: Как вы считаете, доказали мы гипотезу? (Слайд 12)
IV. Рефлексия.
Хотите услышать, как звучит число ПИ? (Видеоролик) (Слайд 13)
2 час занятия: Занятие МДО предполагает 2 часовые уроки. На 2 уроке предложена исследовательская работа по нахождению числа. ДЗ учащимся предлагаются задачи практического характера.
1) Исследование в группах.
Провести исследование, заполнить таблицу, вычислить ответ и сделать вывод.
Название предмета | Длина окружности | Диаметр | Длина окружности. Диаметр |
Группам предложены предметы для исследования: стакан, тарелка. Мяч, клубок, салфетка, яйцо.
V. Обсуждение и обобщение результатов.
Каждая группа делает сообщение о своих исследованиях. Установить связь между всеми исследованиями.
Вывод. В результате исследований каждая группа получила один и тот же результат.
- В ходе проведения практического исследования я пришла к следующим выводам: полученное на практике отношение длины окружности к её диаметру приближается к 3,14. Точность вычисления числа “Пи” таким способом невелика: только в одном случае из 5 найденное значение константы содержит верную цифру в разряде сотых, в остальных случаях достигнута точность только в разряде десятых.
- Точное значение числа Пи в современном мире представляет собой не только собственную научную ценность, но и используется для очень точных вычислений (например, орбиты спутника, строительства гигантских мостов), а также оценки быстродействия и мощности современных компьютеров.
Для домашнего задания учащимся предлагаются задачи практического характера.