Классный час "Путешествие в страну Этикета"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели.

1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

3. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Учитель: Здравствуйте, ребята!
Урок необычный сегодня у нас.
Ждите гостей, встречайте дружней!
В эту минуту летят они в класс.
Многое они хотят узнать у вас.

В нашу школу, к нам в гости прибыли издалека интересные гости. Они просят у нас помощи. Ну, а впрочем, сейчас вы с ними познакомитесь. (В класс входят Плунтик и Плунточка - жители другой планеты)

Плунтик: Здравствуйте, ребята! Вы только нас не бойтесь, мы вас не обидим. Мы хорошие.

Плунточка: Мы плунтики - жители планеты Плунтоний. Он - старший брат Плунтик, а я - Плунточка.

Плунтик: Наша планета сравнительно молодая - всего два плунтовека, то есть по вашему нам только 300 лет земных.

Плунточка: В техническом отношении мы достигли многого, но наша культура отстаёт от достижения науки и техники. У нас нет правил культурного поведения. Все ведут себя как им вздумается.

Плунтик: В общем никакого порядка!

Плунточка: Вот поэтому мы и представляем собой экспедицию, путешествуем по разным планетам и галактикам, чтобы познакомиться с жизнью, культурой, правилами поведения их жителей.

Плунтик: Вы поможете изучить нам ваши правила поведения?

Учитель: Вы знаете, плунтики, ребята и я, наверное, сможем кое- что вам рассказать. Дело в том, что есть у нас и такие ребята, к сожалению, которые не знают правила поведения.

Плунточка: И что же нам делать?

Учитель: Не расстраивайтесь, у меня есть один друг, с которым нужно познакомиться и вам ребята. Зовут его Король - Этикет. Кто-нибудь слышал про такого короля? Как раз сегодня он мне прислал волшебную карту, которая поможет нам добраться до него. Но сразу предупреждаю, что путь будет не лёгким. По дороге к Этикету мы будем изучать множество правил и законов поведения. Согласны отправиться в путешествие? (Да) Отправляемся на большом школьном экспрессе. Дорога длинная, нелёгкая.

Мы справимся на всём пути
Снесём мы трудные препятствия
И будет нам легко идти.

Станция №1 “Вежливость”

Учитель: Итак, станция первая - “Вежливость”. Ребята, а кто знает, что такое вежливость?

Ученик: Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Нужно обладать хорошими манерами, а ими обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Плунтик: Это какими? (Добрыми, отзывчивыми, вежливыми).

Ученик: Добрые слова.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот час,
Когда они другим необходимы!

Учитель: Да, только этому нужно учиться. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки.

По поступку можно говорить о человеке, если хороший поступок совершил, то он достоин уважения. Надо стараться быть нужным людям. Наверное вы согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского “Попробуй волшебником стать”.

Читают ученики:

1. Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого -
Одно удовольствие, честное слово!

2. На клумбе цветок. Его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.

3. А что же сестрёнка, скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём -
Галопом сестрёнка помчалась на нём!

4. Хоть мама ещё не вернулась с работы;
Не трудно узнать её думы-заботы:
“Вернусь - хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять”.

5. И ты совершаешь весёлое чудо:
Ковёр засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это как в сказке! Волшебник, ты мой!

6. Стать добрым волшебником.
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово.

Учитель: А какие волшебные слова вы знаете? Первые слова, которыми начинаем день?

Дети: Доброе утро! Здравствуйте!

Учитель: Произнося слова “Доброе утро” мы желаем нашим домашним, близким , знакомым хорошего здоровья, приятного настроения.

Ученик: Стихотворение “Я и солнышко”.

Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! - сказало
- Доброе утро! - кричу я прохожим
Весёлым прохожим
Наутро похожим…
Но если проснёшься
А дождик в окно
Стучит, да стучит
А без солнца темно.
Доброе утро,
Друзья всё равно
Придумано мудро
Доброе утро!

Учитель: Ребята, когда вы заходите в класс, вы как приветствуете своих одноклассников?

Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово. Какое? (Здравствуйте!)

Ученик: Слово “здравствуйте” - очень старое, связано оно со словом дерево. Когда-то давно, люди произнося это слово, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, то желаем человеку быть здоровым, сильным и крепким.

Учитель: К сожалению, сейчас в нашей речи очень много “вредных” слов. Вам предстоит спасти забытые вежливые слова.

Задание: Вам нужно: написать по пять вежливых слов: слова вежливого обращения, просьбы; слова вежливых извинений; слова вежливой благодарности.  

Подсказки:

вежливое обращение, просьба: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне пожалуйста, если вам не трудно, будьте так любезны.

вежливые извинения: я прошу извинения; я виноват; прошу прощения; позвольте мне извиниться; примите мои извинения, пожалуйста; прошу простить мою неловкость; простите пожалуйста.

вежливая благодарность: спасибо, благодарю вас,  не стоит благодарности, я рад оказать вам услугу, спасибо за хлеб-соль, вы были так любезны; будем рады оказать вам любезность.

А сейчас поиграем в игру “Волшебные слова”.

        а) Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо).

        б) Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

        в) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).

        г) Когда нас бранят за шалость, говорим…(прости, пожалуйста).

        д) И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания)

Учитель: А сейчас вспомним правила поведения в транспорте.

Правила поведения в транспорте

1. При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.

2. Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.

3. Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.

4. В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках.

5. В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...

6. Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.

7. Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями.

Станция №2 “Пунктуальность”

Учитель: Итак, мы отправляемся дальше и приближаемся к станции 2, которая называется пунктуальность. Кто знает, что обозначает это слово?

“Пунктуальность - точность, аккуратность в исполнениичего-нибудь. Точность - вежливость королей и долг добрых всех людей”.

Плунточка: Можно я расскажу про это слово. Пунктуальность - это значит прийти во время без опоздания.

Учитель: Плунточка: А я хотела бы рассказать интересную историю, которую мы с Плунтиком услышали в Англии. История про одну английскую леди. Эта леди обещала своей знакомой прийти к ней в гости на обед. Но она не пришла. Та подождала её и сказала свои гостям, что наверное что-то случилось. Так как прежде её подруга никогда не опаздывала. А леди сломала ногу и попала в больницу. Только из-за этого она не пришла. Англичане всегда славились своей пунктуальностью и точностью. В Англии все знают эту историю. Это означает, что если вы не пришли, то с вами случилась чрезвычайная ситуация.

А вы всегда, ребята, пунктуальны, приходите во время в класс, не опаздываете? Послушайте, стихотворение, про гостей, которые были не пунктуальны.

Я захотел устроить бал, 
И я гостей к себе … (позвал)
Купил муку, купил творог, 
Испек рассыпчатый …(пирог). 
Пирог, ножи и вилки тут - 
Но что-то гости …(не идут.) 
Я ждал, пока хватило сил, 
Потом кусочек … (откусил), 
Потом подвинул стул и сел 
И весь пирог в минуту … (съел). 
Когда же гости подошли, 
То даже крошек … (не нашли).

Станция №3 “Аккуратность”

Учитель: Мы прибываем к третьей станции, она называется “Аккуратность”. На ней всегда дежурит…?

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый …(Мойдодыр),
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Просыпаюсь по утрам
Я с большим желанием,
Зубы чищу и спешу
Навстречу к знаниям.

Аккуратность – исполнительность, прилежность, точность и тщательность в исполнении. Но представляете, мы не можем проехать дальше, потому что на этой станции разбилась картина, на которой был рисунок и написано самое главное правило этой станции.

Чтобы проехать дальше нам нужно выполнить задание Мойдодыра, а для этого нужно собрать картину. На каждом кусочке зашифровано слово. Только, отгадав слова, мы соберём картину. Для этого вам нужно расположить цифры в порядке возрастания и по буквам прочитать слова.

Получилось правило: Знай и соблюдай правила личной гигиены.

Личная гигиена, что это?

Ученик: Это уход за своим внешним видом, за своим телом, ногами, головой, руками.

Плунтик: А как правильно ухаживать за собой?

Мойдодыр для вас прислал свои загадки рекомендации. Нужно из слов составить предложения и прочитать. (Дети работают по группам)

Правила личной гигиены

  1. Ежедневно вставай вовремя, проветривай комнату и делай зарядку.
  2. Утром умывайся, чисти зубы, мой уши и шею.
  3. Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.
  4. Всегда мой руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
  5. Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.

Загадки про предметы, которые помогают нам быть опрятными

Костяная спинка,  жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щётка)

Резинка Акулинка  пошла гулять по спинке. 
И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Губка)

Вафельное и полосатое, ворсистое и мохнатое,  
Всегда под рукою. Что это такое? (Полотенце)

Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком – лягут волосы рядком. (Расчёска)

Ускользает, как живое, но не выпущу его я. 
Дело ясное вполне - пусть отмоет руки мне. (Мыло)

И сияет, и блестит, никому оно не льстит, -
А любому правду скажет - всё как есть ему покажет. (Зеркало)

А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. 
Мама в ней белье стирала. А потом, а потом, 
Я купался под дождем. (Душ)

Учитель: Каждому человеку хочется быть красивым. Но не все ребята правильно понимают, что же человека делает красивым? Некоторые люди считают, что чем больше на них различных украшений, то тем они красивее. Но это не так.

Ученик: Бусы, ленты, банты, блестки, золоченые стрекозки…
Удивляется народ: “Что за елка в Новый год?”
Ветерок подул несмело – что-то вдруг зашелестело,
Звякнуло, постукало…Может, это пугало?
Вы ошиблись:
Это – Надя в праздничном своем наряде.

Учитель: Вот к чему может привести глупая любовь к побрякушкам.

Станция №4 “Деликатность”

Учитель: Что значит деликатность?

Ученик: Деликатность - чуткость, вежливость, мягкость в обращении.

Послушайте стихотворение Кондратьева “Перебивалка” и подумайте, о каком правиле вежливого поведения во время разговора вам напоминает автор?

Инсценировка стихотворения “Перебивалка”

- За рекой…
- За какой?
За широкой такой!
Проживал крокодил…
- Что жевал крокодил?
- Не жевал!
Про - жи - вал!
Просто жил крокодил!
- Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере - жи - вал?
- Ох, ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал и глотал
Тех, кто пе - ре - би - вал!

- А вот какие   советы  непослушным детям дает поэт Григорий Остер:

“Советы непослушным детям”

Ученик:

Если к папе или к маме тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
“Стой, сдавайся, руки вверх!”
И когда со стула тётя с перепугу упадёт
И прольёт себе на платье чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко будет мама хохотать
И, гордясь своим ребёнком, папа руку вам пожмёт!

Учитель: Всё ли правильно в этом стихотворении? Передайте содержание стихотворения так, чтобы это были не вредные, а полезные советы. Итак, важно не только знать полезные советы и вежливые слова, но и уметь применять их в жизни. Иначе может получиться как в стихотворении Б. Заходера “Очень вежливый Индюк”.

Учитель: Итак, мы прибыли в страну короля Этикета. По дороге сюда вы изучили много правил. Встречайте короля Этикета.

Король Этикет:  Здравствуйте, ребята, я король Этикет. Рад вас видеть в моём царстве. Теперь я точно знаю,  что моя страна будет жить всегда,  у меня всегда будет много гостей и друзей, нам будет вместе интересно и весело. Вы не устали, друзья мои? Все ли вы правила моей страны изучили? Я приготовил  вам подарок: ключ от моей страны. В ней вы познаете ещё очень много полезного и важного для себя. Плунтики, а вам понравилось путешествие ко мне? Запомнили вы правила на станциях?

Плунтики: Очень понравилось. А почему же вас так зовут Этикет?

Король Этикет: Моё имя обозначает все правила поведения людей в обществе. А жители моей страны помогают мне учить правилам поведения тех, кто их не знает. Мы рады всем и готовы помочь в любую минуту. Прилетайте к нам в любое время.

Плунтики: Обязательно прилетим, но сейчас нам пора возвращаться домой на Плунтоний. Нам будет что рассказать о нашем путешествии на Землю. Спасибо вам, ребята, что помогли нам. До свидания, до новых встреч!

Исполняется песня “Если добрый ты”:

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.