Какие части речи?
Учитель называет слова. Нужно определить, какими частями речи они являются.
Пара, миллион, четверть, четыре, дюжина, десяток, сто, десять, сотник, пятак, сотня, пятерня, раз, трижды, половина, осьмушка, единица, тройка, трое, троица, полтора, по двое, первый, один, семь, сдвоить, двойник, двойной, семидневный, удвоить.
Цепочка
Учитель называет количественное числительное с именем существительным. Нужно продолжить цепочку, называя следующее числительное с другим существительным.
Одна книга, две тетради, три ручки, четыре парты, пять стульев, шесть учеников, семь учебников, восемь задач, девять упражнений, десять классов...
Подбери загадки
Нужно подобрать загадки, в состав которых входят имена числительные.
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы). Четыре брата бегут, другу друга не догонят. (Колёса). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста). Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол). Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Год, месяцы, дни).
Попробуй запомнить
Учитель называет количественное числительное с именем существительным. Нужно повторить это словосочетание и добавить своё. Следующий называет два первых и добавляет третье и т. д.
Одна буква.
Одна буква, два звука.
Одна буква, два звука, три слога.
Одна буква, два звука, три слога, четыре слова...
Вспомни названия
Нужно вспомнить названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные.
“Три толстяка” (Ю. Олеша), “Три мушкетёра” (А. Дюма), “Три медведя” (Л. Толстой), “Три поросёнка” (С. Михалков), “Четыре танкиста и собака” (Я. Пшимановский), “Семнадцать мгновений весны” (Ю. Семёнов), “Двенадцать стульев” (И. Ильф, Е. Петров), “150000000” (В. Маяковский), “Двенадцать месяцев” (С. Маршак), “20 тысяч лье под водой” (Ж. Верн), “Палата № 6” (А. Чехов), “Пётр I” (А. Толстой), “93-й год” (В. Гюго), “Тысяча и одна ночь”.
Составь словосочетания
Учитель называет глаголы. Нужно составить словосочетания, подбирая к ним имена числительные.
Увеличилось на..., достигло..., возросло до..., поднялось до..., равнялось..., умножить в..., прибавить к...
Кто больше?
Учитель называет имя числительное. Нужно вспомнить как можно больше фразеологических оборотов, в состав которых входит это числительное.
Один: один на один, играть первую скрипку, семеро одного не ждут, первый блин комом, одного поля ягоды...
Два: ум хорошо, а два лучше, меж двух огней, ни два ни полтора, два сапога пара, от горшка два вершка...
Три: заблудился в трёх соснах, лить слёзы в три ручья, наговорить с три короба, согнуться в три погибели...
Четыре: на все четыре стороны, сидеть в четырёх стенах...
Аукцион
Эта игра похожа на предыдущую. Учитель называет имя числительное (например, семь). Нужно подобрать фразеологизмы, в состав которых оно входит. Побеждает тот, кто назовёт фразеологический оборот последним.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- У семи нянек, дитя без глазу.
- Семи пядей во лбу.
- Семь пятниц на неделе.
- Седьмая вода на киселе.
- Семеро одного не ждут.
- За семь вёрст киселя хлебать.
- Семь бед — один ответ.
- За семью печатями.
- Один с плошкой, семеро с ложкой...
Числительное — в середине
Назвать слова, в составе которых встречаются имена числительные.
Стоянка, подвал, трибуна, одиночество, сестрица, ухитриться, стричь, устрица, осетрина, тритон, простой, сторож, сторожка, просторный, столица, вместо, просто, столько, постоять, Севастополь, Стокгольм, вспять.
Реши ребусы
Нужно отгадать, что заключено в этих ребусах.
7я, 40а, 100л, е2, о5, сЗж
(Семья, сорока, стол, едва, опять, стриж).
Знаешь ли ты математику?
Подсчитай результат и запиши примеры словами.
47 + 15= 89 - 33= 11 х 5 = 72 - 12= 44 + 79= 99 : 3 = 18 х10= 51-19= 80 : 5 =
Сказочные задачи
Используя имена числительные, составить задачи на сказочные темы, которые начинались бы следующими предложениями:
Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки...
Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монеты...
На опушке леса жила Коза со своими козлятами...
Однажды три медведя отправились в лес на прогулку...
Замени
Заменить количественные имена числительные порядковыми. Например: двенадцать - двенадцатый.
Девятнадцать, пятьдесят, семьдесят, семьдесят три, восемьдесят, девяносто пять, сто, триста, четыреста двадцать восемь, шестьсот пятьдесят, девятьсот, тысяча, пятьдесят тысяч, три миллиона, двенадцать миллионов шестьсот двадцать тысяч семьсот тридцать четыре.