Цель: Способствовать формированию умения грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имен существительных множественного числа
Задачи:
- Познакомить с окончаниями имен существительных в Им.п. множественного числа
- На основе сделанного открытия установить тот порядок действий, который должен обеспечивать решение орфографической задачи в безударном окончании имени существительного множественного числа.
- Расширять словарный запас, работать над развитием речи, внимания, памяти учащихся.
Методы : Частично-поисковый, проблемный, наглядный
Формируем УУД:
Познавательные УУД
- умение извлекать информацию из текста
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы
- умение находить ответы на вопросы по иллюстрации
Коммуникативные УУД
- умение слушать и понимать других
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- умение определять цель деятельности на уроке
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
- умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
Личностные УУД
- формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности) Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний. |
Урок русского языка. Прозвенел и смолк
звонок, Ребята! Какие задачи мы решали на последних уроках русского языка? |
Л1 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии (Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий) |
Перед вами текст, испорченный
компьютером. Вставьте стёртые окончания, но
сначала определите падежи и покажите, какими
членами предложения они являются? - Определите число. (множественное) В зверин.. больниц . есть разные лекарств . и инструмент .. Есть витамин. и градусник . . - Обратите внимание на имена существительные. - В каком падеже существительные? (Пишу на доске И.п.) - А что интересного увидели? (у всех сущ. разные окончания) Оценивание ребёнка у доски. Ты решал(а)сама или с моей помощью? |
П1 Развиваем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций , текстов. П3 выявление сущности, особенности объектов П.умение обобщать и классифицировать по признакам К.1 Развиваем умение слушать и понимать других К2 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка проблемы (Цель: анализ возникшей ситуации и выявление места и причины затруднений и осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний) |
Сформулируйте проблему нашего урока. Узнать, почему существительное множественного числа в И.п. имеют разные окончания. И наша задача- научиться писать окончания существительных в Именительном падеже во мн. числе. Поставьте значок на лестнице успеха |
Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Совместное исследование проблемы. | Чтобы разгадать тайну окончания слова в
И.п. множественного числа над именами сущ.
подпиши род и склонение. Сделайте предположение -В мужском роде II склонения окончания –ы или –и, а в среднем роде окончания -а. |
Р1 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта ( Цель: построение нового способа действий и формирование умений его применять) | Сравните свои выводы с авторами
учебника, на стр. 115 Так почему же в одном слове в Именительном падеже множественного числа окончание не такое, как в других? Это слово среднего рода. Поставьте значок на лестнице успеха |
Р 5 умение осуществлять самоконтроль и
взаимоконтроль П1 умение извлекать информацию из текста К1 умение слушать и понимать других |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Организация приема первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упражнение 275 в задачнике Ребята! Поставь слова в форму И.п. множ. числа Рассмотрите таблицу. Она заполнена в соответствии с нашими выводами? Как будете действовать, выбирая окончание? - Ставить в форму множественного числа И.п. (Обратиться к схеме)
Вывод: Как пишутся существительные мн. ч. в И.п.? Все имена существительные имеют окончания - ы или –и, а средний род окончания –а или –я Поставьте значок на лестнице успеха |
Применение нового способа действий, для решения задачи, вызвавшей затруднение. П3 умение обобщать и классифицировать по признакам П2 умение на основе анализа объектов делать выводы Р1 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Физминутка | Чтобы нам добыть огонь (хлопки) Трём ладонью об ладонь Вдруг ладошка заискрится и Бумажка загорится? Зарядим себя положительной энергией. Продолжим работу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Организация приема первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач) | Упр. 276 - Разрешите спор ребят. Правильно говорить окна, т.к. это слово ср. р., 2 скл., мн.ч..,И.п. Правильно говорить стёкла, так как это слово ср. р. Рамы 1 скл. Подоконники 2 скл. м.р., мн.ч., И.п. Покажите строение последнего слова Чего не знали дети? Оцените себя |
К умение оформлять свои мысли в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Самостоятельная работа с
взаимопроверкой (Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия) |
Какое слово нарушило правило? Проверим, справились ли вы с работой? Поменяйтесь тетрадями, если имеются ошибки, исправьте карандашом. Не забывайте, что в чужой тетради нужно работать особенно аккуратно. (одну тетрадь под документ-камеру) Поставьте значок на лестнице успеха |
П1 Развиваем умение извлекать
информацию из схем П7 Находить ответы на вопросы в иллюстрации К4 умение работать в паре Р2 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Рефлексия У.Д. на уроке (Цель: Самооценка собственной учебной деятельности на уроке |
Какая задача стояла перед нами в начале
урока? Научиться писать окончания существительных в Именительном падеже во мн. числе. - От чего же зависит безударное окончание имени существительного во мн ч? - Вам дома подобное задание будет сложно выполнить? - Кому было не понятно? - Ты понял? Что ты понял? - Поднимите руку, кто всё понял и может рассказать родителям Проговаривание Оцените себя (лестница успеха) 1 ступень: трудности преодолены 2 ступень: Многое понял, но были ошибки 3 ступень: во время работы было много трудностей |
Р 2 Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей действия Л. умение оценивать поступки в соответствии с определённой мотивацией. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Д/з | № 279 рассказать дома, как узнавать
правильные окончания имен существительных) Или: составить предложения со словами из упр .№ 278 |