Урок технологии по теме "Одежда и требования к ней. История юбки. Снятие мерок для построения выкройки юбки". 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель: расширить представление учащихся об одежде, познакомить с требованиями, предъявляемые к одежде, научить снимать мерки для построения чертежа юбки.

Задачи:

Образовательная - ознакомить учащихся с требованиями, которые предъявляются к одежде, познакомить с историей юбки, закрепить знания правил снятия мерок и их условные обозначения.

Развивающая - развивать умение выделять главное, анализировать, делать обобщение.

Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, внимательность, трудолюбие, прививать культуру труда, аккуратности, продолжить формировать умения работать индивидуально и в коллективе, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок- презентация

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Новые понятия: эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде, поясная и плечевая одежда, проектирование, конструирование, юбки конические, клиньевые, прямые.

Оборудование: мультимедийный проектор, смайлики, сигнальные карточки, сантиметровая лента, поясок, тетрадь, учебник “Технология” Симоненко В.Д.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: поскольку урок у вас уже пятый урок и вы немного устали, да и погода на улице пасмурная, давайте поднимем настроение: и вам, и мне, и нашим гостям. Я предлагаю сегодняшний урок начать с детской песенки “Улыбка”

От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется

Припев:

И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну, а дружба, начинается с улыбки.

А урок наш начинается с улыбки. Ну, а теперь посмотрим друг на друга и улыбнемся.

У меня сейчас хорошее настроение, а у вас? Здесь на столе лежат смайлики: одни – весёлые, другие - грустные, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите рядом с моим.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Демонстрация способности и готовности использовать полученные знания и умения в освоении предметного материала. Индивидуальная установка на личную ответственность за результаты своего труда Создание настроя на учебную деятельность, на открытие новых предметных знаний Создание ситуации успеха для учащихся; использование методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

II. Устный опрос учащихся.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами выполняли машинные швы. Давайте вспомним:

1) Какие швы относятся к соединительным?

1 ученик: Накладной, настрочной, расстрочной.

Учитель: 2) Какие швы относятся к краевым?

2 ученик: Шов в подгибку с открытым и закрытым срезом.

Учитель: 3) Для чего применяются соединительные швы?

3 ученик: Для соединения двух деталей.

Учитель: 4) Для чего применяются краевые швы?

4 ученик: Для подшивания низа юбки и брюк.

Тест

На проверку знаний по охране и безопасности труда

(Поднять кружок белого цвета – нет, красного цвета - да)

1. Нитку для вдевания в иглу можно отмерять любой длины;

2. Утюг включают и выключают сухими руками, держась за корпус вилки;

3. Нить откусывают зубами;

4. По окончании работы иголку необходимо вколоть в одежду;

5. Расстояние от глаз до работы должно составлять 30 см;

6. Свет должен падать с правой стороны;

7. В процессе работы не обязательно менять положение корпуса;

8. Перед работой руки можно не мыть, если они кажутся на ваш взгляд чистыми.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Проявление способности грамотного самоконтроля и рефлексивного анализа в рамках актуализации прежних знаний и собственной учебной деятельности Создание условий для формирования у учащихся способности грамотного самоконтроля и рефлексивного анализа учебной деятельности Использование методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

III. Изучение нового учебного материала

Учитель: 1. Как вы думаете, когда появилась одежда?

Ученик: Одежда появилась в древние времена

Учитель: Для чего необходима одежда?

Ученик: Для защиты от холода.

Учитель: Какой для вас должна быть одежда?

Ученик: Удобной и красивой.

Учитель: Что, по вашему мнению, называется одеждой?

Ученик: Это вещи, которые одевают на тело.

(Слайд 2, 3).

Учитель: Подумайте и определите, какая одежда относится к этим группам?

Ученики:

  • рабочая - повседневная одежда
  • домашняя – для работы и отдыха в домашних условиях
  • спортивная – для занятия спортом
  • торжественная – в торжественных случаях и праздники
  • специальная – предназначена для защиты человека от опасных и вредных факторов

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученик: Одежда должна иметь красивый вид, чтобы ее приятно было носить

(Слайды 4-7)

Учитель: По способу эксплуатации все виды одежды разделяются: поясные и плечевые изделия. Попробуйте дать определение поясной и плечевой одежде.

Ученик: Плечевая одежда,– которая носится на плечах, поясная – на поясе.

Учитель: Перечислите поясные изделия.

Ученик: Юбка, брюки, шорты.

Учитель: Самым распространенным поясным изделием является юбка. Её носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, водолазкой, свитером и т.д.

Презентация история юбки (слайды 8-31)

Минутка отдыха

Учитель: Я читаю пословицы, а вы ее заканчиваете, при этом встаете

  • Крой, да песни ...
  • Шей да пори ...
  • Семь раз отмерь -...
  • Поспешишь – людей...
  • Без труда не вынешь...
  • Не учась, и лаптя...

* * *

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели
Вправо, влево, поворот
А потом наоборот
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.

Учитель: По крою юбки делятся на 3 группы. Откройте учебники на стр. 38.

Прямые юбки состоят из 2 деталей переднего и заднего полотнища. Юбка плотно облегает фигуру.

Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки, кокетки.

Клиньевые юбки состоят из несколько одинаковых клиньев, расширенных к низу, число клиньев четное.

Конические юбки – в основе покроя лежит часть круга. Она состоит из одной или двух деталей.

Учитель: Как вы думаете от чего такое разнообразие юбок?

Ученик: От назначения, ткани, моды, общих требований.

Учитель: А сейчас я расскажу историю современной мини- юбки.

В 1964 году молодая англичанка Линда Квайзин делала дома генеральную уборку. Чтобы было удобно мыть полы, она облачилась в старую, обрезанную ножницами выше колена, юбку. Именно в это время к ней зашла её лучшая подруга – Мери Куант, начинающий модельер. Мери была поражена, как сногсшибательно выглядит её хорошенькая подружка с точеными ножками в этой нестандартной обстановке. Мини- юбка завоевала бешеную популярность в Англии. Весь мир носил “мини” целых 8 лет! Ещё ни когда мода не была так постоянна! Покрой “мини” был модернизирован складками, разрезами, карманами, кокетками.

Меняются времена, формы, детали, но присутствие юбки в гардеробе современной женщины остается неизменным.

- Какие требования мы предъявляем к юбке?

Ученик: Юбка должна быть красивой, удобной, хорошо сидеть на фигуре, не стеснять движений.

(слайды 32, 33)

Учитель: Процессы конструирования и моделирования что должны учитывать?

Ученик: Особенности фигуры и ее пропорции.

Учитель: Для того, чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека, что нужно сделать?

Ученик: Снять мерки и построить чертеж выкройки.

Учитель: Вспомните: какие правила следует соблюдать при снятии мерок?

Ученик: - Мерки снимают по правой стороне фигуры

- Талию опоясывают шнурком

- Мерки длины записывают полностью

- Мерки ширины и обхват в половину

Учитель: Какие мерки нужны для того, чтобы сшить юбку?

Ученик: Длина юбки, ширина, длина пояса.

Учитель: Инструктаж.

Работать парами. Снимать мерки будете друг с друга. Мерки записывать в тетрадь той девочки, которой будете снимать мерки. Новая мерка Дтс. Для чего она нужна? Для расчета положения бедер. Эту мерку получают расчетным путём.

Показ снятия мерок.

Самостоятельная работа в парах

В тетрадях начертить таблицу (слайд 34)

Прибавки на свободное облегание (слайд 35)

Девочки выполняют самостоятельную работу, в это время звучит музыка.

Учитель: Кто разрабатывает модели одежды?

Ученик: Модельер

Учитель: А сейчас познакомьтесь с рекомендациями при выборе фасона юбки.

Если ноги полные, то не рекомендуется носить короткую узкую или сильно расклешенную юбку, лучше выбрать слегка удлиненную и чуть расширенную или со складками. При худых ногах следует избегать очень широких или зауженных книзу юбок. Предпочтительно использовать модели одежды с декоративными элементами, расположенными в верхней части юбки или сбоку, чтобы отвлечь внимание от ног.

Летние юбки, которые носят на бедрах не подходят полным девочкам и тем , у кого низкая талия, потому что эта модель делает еще ниже, тем самым нарушая пропорцию фигуры. Им лучше носить юбку на талии, а вот блузку сделать короче. При выборе фасона юбки нужно принимать во внимание объём бёдер. Если они широкие, то не рекомендуется очень узкие, обтягивающие юбки из светлых тканей. Лучше шить юбку слегка расширенную книзу или из клиньев. Зрительно скрывает широкие бедра жакеты или жилеты длиной до середины бедра. При узких бёдрах юбка должна быть в сборку с мягкими складками вместо вытачек. В ней можно использовать кокетки, большие накладные карманы, располагая их ближе к боковым швам.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Оценочные суждения об основной задаче урока

Присвоение:

Способности работы при снятии мерок для построения чертежа юбки;

расширение представления учащихся об одежде ознакомление с требованиями, предъявляемые к одежде.

Воспитание эстетического вкуса, внимательности, трудолюбия, привитие культуры труда, аккуратности, продолжение формирования умения работать индивидуально и в коллективе, осуществление взаимоконтроля и самоконтроля.

Создание условий для формирования у учащихся практического умения снимать мерки;

- развития логического

мышления, речи, внимания и памяти через умение осознавать и представлять сущность процесса.

Мотивация учащихся на “открытие новых знаний”. Построение урока в соответствии со структурой комбинированного урока, использование учителем ярких примеров и фактов, через применение ИКТ.

IV. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Учитель: 1.Что нового вы узнали на уроке?

1 ученик: историю создания юбки

2 ученик: историю “мини” юбки

3 ученик: правила снятия мерок для построения чертежа юбки

4 ученик: рекомендации при выборе фасона юбки

Учитель: 2. Где в дальнейшей жизни вам это пригодится?

1 ученик: это пригодится при пошиве юбки

2 ученик: при моделировании юбки

Учитель: 3.К какому виду одежды относится юбка?

Ученик - к поясному изделию

Учитель: 4. На какие группы делятся юбки в зависимости от покроя?

Ученик - прямые, клиньевые, конические

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Рефлексия собственных целевых установок. Оценивание собственных результатов Уделение достаточного внимания каждому учащемуся Контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

V. Задание на дом.

Учитель: параграф 7,8; приложение на стр.193,194.

- Выполнить эскиз модели юбки, учитывая рекомендации, данные учителем, при выборе фасона юбки.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Высокая степень самостоятельности при работе с эскизом модели юбки, практическое применение новых знаний, работа с рекомендациями учителя, при выборе фасона юбки. Продуктивное задание с учетом особенностей данного класса. Домашнее задание соответствует нормам времени и нагрузке на ученика 6 класса при выполнении домашнего задания.