Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Цель работы – выявление особенностей математического развития детей дошкольного возраста в свете современных требований..
Цель: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи:
Формирование представлений о числе и количестве:
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс, минус, равно.
• Развитие представлений о величине:
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
• Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов и некоторых их свойств.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
• Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
• Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
ФЭМП непосредственно связанна с такими образовательными областями как ::
1. “Физическая культура” - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом, играя в подвижные игры.
2. “Конструирование, ручной труд” - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях вид спереди, сбоку, сверху, учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
3. “Экологическое воспитание” - изучают последовательность времен года.
4. “Изобразительная деятельность” - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
5. “Игра”, где знания и умения, полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
К концу года дети могут:
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) .
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
• Знать:
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать
- О временных интервалах: временем суток, года.
- О количественной характеристике числа.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Путешествие в страну Математики
Программное содержание:
1. Закрепить умение делить квадрат на четыре равные части, уметь называть части и сравнивать целое и часть.
2. Продолжить учить, понимать отношение рядом стоящих чисел в пределах 10.
3. Совершенствовать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
4. Закрепить знания цифр 1 до 10, порядковый счет.
5. Продолжить формировать сочувствие и отзывчивость.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный: Ножницы, 2 квадрата (из картона), мяч, геометрические фигуры, изображение числового ряда от 1 до 10, ковер самолет (лист ватмана) для игры в Лото.
Раздаточный: 2 квадрата (из картона), ножницы, счетный материал по количеству детей, набор геометрических фигур.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в страну математики, нас ждут новые и интересные задания! В эту замечательную страну мы поедем на поезде, но наш поезд поедет, если только мы будем правильно считать!
1 часть: Игра “Считай дальше” (игра проводится на ковре)
Воспитатель раздает детям цифры разного цвета: красного, зеленого, синего. По команде “зеленые цифры становись!” цифры встают в ряд каждая на свое место по порядковому номеру, и так с красными и синими цифрами. После того как все цифры на своих местах проводим игру. Воспитатель называет цифру, ребенок продолжает счет до 10.
Молодцы, все очень хорошо справились с заданием, и по команде наш поезд отправляется (дети проходят на стульчики за столы).
2 часть: Помогите найти соседей.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? (в гости к детям приходит Леопольд) Что он нам принес, что у него в руках? Правильно это конверт, что же в конверте? В конверте письмо. Читаю: Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться. В нашей волшебной сказочной стране все цифры перемешались, и никто не может найти своих соседей. Поможем ребята? Показываю цифру, ребенок называет соседей этого числа. Спросить 5-6 детей.
Леопольд: Ой, спасибо вам мои маленькие друзья, вы не представляете, как вы мне помогли. Все цифры теперь живут в своих домиках и со своими соседями. Леопольд уходит.
3 часть: Игровое упражнение “Раздели квадрат”
Дорогие ребята, у нас еще есть один конверт от сказочного героя! Он прислал нам письмо! Кто же это такой? Читаю: Здравствуйте мои маленькие друзья, скоро ко мне должны прийти гости, у меня сегодня день рождения. Но вот беда, у меня есть один праздничный пирог, а как его разделить я не знаю. Вы знаете!? Если вам не сложно помогите мне, пожалуйста, я буду вам очень благодарен. Винни-Пух.
Воспитатель: Конечно дорогой Винни-Пух, мы тебе поможем разделить праздничный пирог. Правда, ребята? Ребята, нам нужно разделить пирог на равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (предлагаю двумя способами разделить квадрат на две равные части и объяснить свои действия). Сколько частей получилось? Какие фигуры получились? (прямоугольники и треугольники). Как можно назвать каждую часть? (половина, одна вторая). Что больше, целый квадрат или его часть? Что меньше одна вторая или целый квадрат? Ребята, а вдруг к Винни-Пуху придут четверо гостей, а не двое? Как нам еще разделить пирог на 4 равные части? Все дети разрезают пирог на 4 равные части. Воспитатель уточняет: Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (одна четвертая). Что больше, одна четвертая или целое? Что больше, одна вторая или одна четвертая? Что меньше, одна четвертая или одна вторая? Воспитатель показывает, сравнивает части. Каждому гостю достанется по одной четвертой пирога! Наш сказочный герой Винни-Пух угостит своих гостей, и его день рождения пройдет очень хорошо и весело! Дорогой наш Винни-Пух, мы обязательно отправим тебе письмо с подсказкой! (складываем части в конверт).
4 часть: Физкультурная минутка
Мы с вами такие молодцы, мы столько добрых дел сделали, помогли нашим сказочным героям, а сейчас пришло время и нам отдохнуть. Все дети встают из-за столов, проходят на ковер.
Воспитатель проводит физ. минутку:
Любопытная Варвара (дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево (поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо (поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх (поднимают голову вверх)
Смотрит вниз (опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз (делают полуприседание)
А с него свалилась вниз (резко приседают)
Упражнение проводится 2-3 раза.
Мы отдохнули, впереди, у нас с вами, еще одно интересное приключение.
5 часть: Геометрическое лото. “Залатай ковер-самолет”
На столе разложен ковер-самолет (ватман разделен на 4 равные части с вырезанными геометрическими фигурами).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мимо сада пролетал Старик Хоттабыч на ковре-самолете. Но вот беда, его ковер не взлетает высоко, так как на нем дырки и нам с вами придется его залатать. Но это не просто дырки, а с изображением геометрических фигур. Сейчас мы с вами разделимся на 4 команды. Каждая команда встанет на свой край (угол стола), и по моему сигналу, вы командой, начнете выкладывать геометрические фигуры на те вырезанные места, где они должны быть. Первая команда выкладывает только красные фигуры, вторая только синие фигуры, третья только желтые фигуры, четвертая только тонкие фигуры (сравнить фигуры). Та команда, которая выполнит задание первой и правильно, и будет считаться победителем. Дать название командам (дети сами придумывают название своей команды). Игра проводится 2 раза.
Воспитатель: Поблагодарить всех ребят за хорошее интересное занятие. Мы с вами возвращаемся из страны математики в наш любимый детский сад. Цифры построились по порядку. Поехали. Какие вы у меня молодцы, вы у меня самые лучшие дети в мире. Вы помогли коту Леопольду найти соседей, которые все потерялись, помогли Винни-Пуху разделить пирог на четыре равные части, помогли Старику Хоттабычу отремонтировать ковер-самолет. Все наши сказочные герои вернулись в свою волшебную страну и остались довольны! Они вам передали огромное спасибо и обещали еще не раз прийти к нам в гости! За то, что вы старались и вели себя хорошо, они вам оставили маленькие подарочки (воздушные шарики).