Цель: формирование у учащихся художественной культуры как высшей ценности человеческой цивилизации.
Задачи:
- обучающая: изображение пропорции лица, повторение отдельных частей лица через гротеск маски, холодные и теплые цвета, соответствующие маскам печали и радости;
- развивающая: маска как образ персонажа, маски разных времен и народов; античные и театральные маски; обрядовые и карнавальные маски; условность языка масок и их декоративная выразительность;
- воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к культуре других народов; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве и жизни.
Оборудование:
- иллюстративный материал с изображением различных масок (театральных, античных, карнавальных, боевых, обрядовых), таблички с одноименными надписями, маски, компьютер, телевизор
Ход урока
I. Подготовка к уроку
Дежурные раздают листы бумаги для рисунка, для палитры, ватные диски, баночки для воды; дети открывают краски и готовят свое рабочее место.
II. Беседа
Наш сегодняшний урок посвящен маске. Маска - предмет, накладка на лицо, которую используют с различными целями.
Какими? (дети отвечают).
Правильно.
Цели разные:
- чтобы не быть узнанным, скрыться.
- для украшения лица,
- для защиты лица,
- обрядовые,
- театральные
- ритуальные и т.д.
В переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде.
Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.
- Из чего же изготавливаются маски? (дети отвечают).
Верно. Из дерева, металла, гипса, кожи, папье - маше, ткани, кости, перьев, бус и т.д.
Маски театральные
Впервые в Европе маски использовались в театрах Древней Греции и Древнего Рима (общеизвестные смеющаяся и плачущая маски). Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.
Их надевали актеры во время спектакля в древнем театре. Сейчас театральные маски несколько видоизменились.
Широко использовались маски на балах, маскарадах, карнавалах.
Сейчас маски применяются на знаменитом карнавале в Венеции. Иногда маски использовались в балете. Герои в масках считаются предшественниками современных клоунов. Нам известен Арлекин - персонаж уличного театра.
Использование карнавальных масок пошло с древнеримских праздников, на которых рабам позволено было сидеть за столом с хозяевами. Маски нужны были. Чтобы люди не узнали друг друга.
Маски могут закрывать все лицо, либо частично.
Надевая ритуальные или обрядовые маски, человек или преображался в данный персонаж, защищался от злых духов или искал защиты добрых духов. Некоторые народности (а африканцы до сих пор) верили, что в маске воплощается дух умершего предка или какой-нибудь стихии, например, воды или огня.
Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке,Азии). Изготавливались маски из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или каких-либо фантастических или мифологических существ.
Боевые маски использовались воинами во время боя для защиты лица или части лица, шеи (маска - шлем, маска - забрало у рыцарей).
Мы уже говорили, что маска - это накладка на лицо. Своей формой она повторяет лицо.
- Что должна иметь маска? Конечно, прорези для глаз, рта, носа.
А теперь давайте вспомним основные правила построения лица.
На доске учитель чертит овал и вызывает ученика, чтобы тот показал правила построения лица.
Итак, делим овал на 3 равные части. На границе верхней и средней частей прорези для глаз, в средней части иногда бывают прорези для носа (иногда их нет), в нижней части - прорези для рта (несколько учеников показывают, где делаем прорези для носа, рта).
III. Самостоятельная работа
Во время работы на экране телевизора идет демонстрация масок в режиме слайд-шоу.
IV. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Рассматриваем работы учащихся. Выделяем достоинства работ.
Лучшие работы отобраны на выставку.