Урок технологии по теме "Новогодний сувенир. Сосновая веточка с шишкой из гофрированной бумаги". 4-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

по отношению к учащимся

  • создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, реализации творческих способностей;
  • привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения хвойных пород деревьев; закрепить умения по основным приемам работы с бумагой;
  • развивать и совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление, развивать творческие способности
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, аккуратность, экономное расходование времени на занятии и материалов, бережное отношение к природе.

по отношению к педагогам

  • мотивация педагогов на творческий подход к организации проектной деятельности детей.

Назначение: сувенир выполнялся с учащимися 10-11 лет во время урока технологии накануне Новогоднего праздника и был использовании в качестве подарка на праздник или как сувенир, оформляющий интерьер квартиры.

Материалы: гофрированная бумага трёх цветов (коричневого, зелёного и розового), проволока тонкая, ножницы, клей ПВА, деревянная рамка для фотографий.

Оборудование для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, видео мультфильма, педагогический образец сувенира

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой)

Звучит новогодняя песня из мультфильма “Новогодняя сказка” (Слова И. Шаферана, музыка О. Фельцмана “Ёлочка, ёлка - лесной аромат ...)

- Дорогие мои дети, я спешу пожелать вам удач, успехов и везенья.

Чтобы на уроке было у всех прекрасное настроение!

Музыка пригласила нас на урок. Попробуйте представить, где можно очутиться, услышав данное музыкальное произведение. (На новогоднем празднике)

- Я уверена, что не только каждый ребёнок, но даже взрослый любит и с нетерпение ждёт этот праздник. (Приложение 1 - слайд 1)

- С каким настроением вы встречаете Новый год?

2. Основная часть

2.1. Актуализация знаний. Вводная беседа.

- Как вы думаете, всем ли весело в этот праздник? А может быть, кто-то с грустью встречает Новый год? (слайд 2)

- А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы вырастить елочку высотой 1,5 метра? (10-15 лет). (слайд 3)

- Скажите, пожалуйста, как можно узнать возраст дерева?

- Так вот иногда количество годичных колец достигает от 300 до 500. Это значит, что целых 300 лет помогало оно …. человеку дышать… помогайте, в чем ещё видите пользу деревьев (слайд 4)

  • очищало воздух от углекислого газа,
  • согревало и кормило лесных жителей.

- А человек срубивший такое дерево, не задумался о последствиях произошедшего.

- Все ели вырубили, нарушается экосистема. Кто-то теперь пропадёт без ели?

2.2. Кластер “Друзья ели”

- Предлагаю подумать и назвать “друзей” ели природного сообщества “Лес”. (Приложение 2)

Вариант кластера может быть таким , но возможны и добавления. Он собирается на магнитной доске, карточки педагог может приготовить заранее. Другой вариант с использованием интерактивной доски, третий вариант просто чертить мелом.

Черника – растет в хвойных лесах. Это теневая ягода, предпочитает хорошо увлажненные почвы. Места, где растет черничник – заповедные. Там не вырубают леса и подлесок.

Травянистый покров составляют кислица, майник, седмичник – теневыносливые растения.

Клёст – основным потребителем еловых семечек является птица клёст. Это всем известная и удивительная птица. Она почти единственная на Земле может выводить птенцов в любое время года, в том числе и в трескучий мороз. И всё благодаря еловым шишкам, вернее их семенам.

Белый гриб – растет в еловых лесах по всему умеренному поясу северного полушария.

Полёвки и лесные мыши лакомятся семенами еловых шишек, а в ельнике мышей караулят филины.

Белка – оброненную клестом шишку тащит на пень , усаживается и лущит. Но белка и на елке сама может добывать шишку, откусывая ее черешок, под самое основание. Берет шишку в лапки, отгрызает чешуйки, достает лакомые семена. Чешуйки летят вниз на снег, один голый стержень остается.

- Молодцы, кластер перед вами. А как вы думаете, связаны ли межу собой “друзья” ели?

Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

- Можно ли нарушать эту связь в природе? Почему?

- Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

- Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок и сосен. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

- Но, ведь всем нам хочется на Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель или сосну. Какой можно найти выход, предложите свой способ? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью…)

2.3 Видео фрагмент мультфильма “В лесу родилась ёлочка” (Приложение 3)

Предлагаю вам посмотреть мультфильм, где есть ещё один выход, который вы мне не предложили. (способ украшения ёли прямо в лесу, но не искусственными, стеклянными и бумажными украшениями, а бусами из ягод и яблок, овощными фигурками, кусочками сала и т.д.)

2.4. Вывод, обобщение.

Для украшения жилища можно использовать искусственные ёлки, фито композиции, икебаны. Тут пригодится вся ваша фантазия. Это так интересно – создавать новогодние композиции! (слайд 5)

Посмотрите на елки, созданные нашими ребятами и их родителями, ведь ничуть не хуже, а как выглядит красивая гостья нашего класса, а чтобы почувствовать запах хвои можно поставить в вазу веточки сосны или ели, зажечь аромосвечи. Я предлагаю вам экспериментировать, а зелёные красавицы пусть продолжают расти.

Физминутка.

Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

Использовать приём релаксации. На одной из стен класса к уроку оформляется картинная галерея или фото галерея “Зимняя природа”.

2.3. Сообщение темы и целей урока

Предлагаю вам изготовить новогодний сувенир “нарядную сосновую веточку с шишкой”, как частичку вечнозелёного леса. (слайд 6)

Сегодня на уроке мы будем работать в парах, совершенствуя наши знания и умения, будем учиться применять их при изготовлении сувенира. Показ учительского образца.

2.4. Анализ образца.

Просмотр видео фрагмента по изготовлению сувенира. (Приложение 4) (слайд 7)

Рассмотрите изделие.

- Из какого материала изготовлено? (из гофрированной бумаги)

- Из скольких деталей состоит сувенир?

- При помощи чего они соединены друг с другом? (ниток, тесьмы, проволоки)

- Какими инструментами будем пользоваться (ножницами, клеем, нитками)

Повторим правила работы с ножницами.

Как работать с ножницами

  1. Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.
  2. Не оставляй ножницы открытыми.
  3. Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.
  4. Мелкие детали вырезай маникюрными ножницами.

Как работать с проволокой

  1. Отрезается проволока только ножницами или специальным для этого приспособлением кусачками.
  2. Хранится проволока в специальном для нее резервуаре.
  3. Распрямлять проволоку нужно аккуратно, чтоб не задеть рядом сидящего.

2.5. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.

Составление плана работы по технологической карте. (Приложение 5)

- С чего начнёте изготовление изделия?

- Какие технологические операции и в каком порядке будете выполнять?

2.5. Самостоятельная практическая работа в парах с самопроверкой по эталону

3. Основная часть

Практическая работа обучающихся. (слайд 8)

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Задачу сегодняшнего занятия мы выполнили. В работе нам помогала дружба, умение договариваться, распределять обязанности.

Вы сделали прекрасные сувениры, которые можно подарить гостям. Критерии оценивания на слайде 9.

  • По конструктивным критериям они прочны.
  • По технологическим – оригинальны и рациональны.
  • По эстетическим критериям – красивы.

Конечно, учтены экономические критерии - они доступны и практичны.

Очень важно, что мы своим трудом мы можем сохранить и спасти от вырубки настоящую лесную красавицу.

Предлагаю оценить собственную деятельность на уроке. “Укрась елочку новогодним шаром” (слайд 10)

  • Шар кранного цвета – идею урока принимаю полностью, мне было интересно, у меня всё получилось
  • Шар желтого цвета - с идеей урока скорее согласен, но сомнения остались, не всё получилось удачно
  • Шар фиолетового цвета - работал на уроке неуверенно, получилось не всё

- Посмотрите, наша искусственная ёлочка зажглась новогодними шариками и стала нарядной. Ой, ребята, да тут какое-то письмо. Давайте узнаем, что в нём.

На елке письмо от друзей леса.

Текст письма

Дорогие ребята!

Мы послушал сегодня ваши рассуждения и обрадовался, что есть у нас помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаем её вам в подарок.. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А просто разобрать как конструктор, а на следующий год собрать. А мы, друзья леса, вам передаем подарок. Это кедровые орешки. С наступающим Новым годом.

Друзья леса.

Наш урок подошёл к концу, спасибо всем за работу, угощайтесь лесными орешками. (слайд 11)