Цель: Способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
- дать возможность учащимся продемонстрировать свои творческие способности при выполнении заданий по указанной теме,
- развивать логическое мышление, смекалку, память.
Возраст: 1-3 класс
Форма проведения: конкурс между двумя (или более) командами из разных классов.
Оборудование для педагога: карточки с изображением продуктов, корзина с небольшими мягкими игрушками либо пластмассовые мячи, таблица для фиксирования результатов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультфильм “Здоровье начинается дома”.
Оборудование для обучающихся: листки бумаги по количеству участников, ручки.
СЦЕНАРИЙ
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отправиться в путешествие по стране Здоровья. Путешествуя, мы посетим 6 городов. В каждом городе вас ожидает испытания, и для того чтобы вам было легче с ними справиться, необходимо разделиться на команды. Назовём команды “Бодрячки” и “Здоровячки”. За каждое правильно выполненное задание команда получает по 2 балла. Команде, получившей наибольшее количество баллов, будет присвоено звание “Самый здоровый класс”.
Итак, мы начинаем наше путешествие с разминки.
Ребята, поднимите руки те, кто ведёт здоровый образ жизни.
Все! Молодцы! Сейчас мы это проверим. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете ДА или НЕТ.
- Регулярно чистить зубы?
- Побольше смотреть телевизор?
- Соблюдать режим дня?
- Делать зарядку по утрам?
- Кушать много сладкого?
- Гулять на свежем воздухе?
- Кушать овощи и фрукты?
- Мыть руки перед едой?
- Пить с товарищем из одного стакана?
- Заниматься спортом?
- Употреблять алкоголь и курить?
- Читать лежа?
- Смотреть на яркий свет?
- Заниматься физкультурой?
- Принимать витамины?
Ведущий: Я вам верю, вы правильно ответили на все вопросы. Сейчас мы с вами ещё раз как следует разомнёмся, после чего отправляемся в путь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?Говорила маме Люба:
- Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Будет ваш каков ответ?
Молодчина Люба?Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ?
Молодчина Люда?
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?Запомните совет полезный:
Грызть нельзя предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Молодцы же вы, ребятки,
Будет все у вас в порядке!
Ведущий: Итак, отправляемся в путешествие! Команды готовы? Поехали....
Город Интеллектуальный
Ведущий: Первая остановка - город Интеллектуальный. Здесь мы должны показать свои знания о здоровье человека. Что такое здоровье? (ответы команд).
Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Сейчас каждая команда по очереди ответит на вопросы.
Вопросы первой команде:
1. Какой орган человека сравнивают с насосом? (сердце)
2. Какую функцию выполняет кожа? (защитную)
3. Какой орган человека одновременно и фильтр, и печка? (нос)
4. Почему вреден для человека алкоголь?
5. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)
6. Ношу их много лет, а счету им не знаю (волосы)
Вопросы второй команде:
1. Какой орган человека сравнивают с компьютером? (мозг)
2. Какие охранные посты не пропускают в твоё тело невидимых врагов-микробов, вирусов, пыль и грязь? (кожа, нос, миндалины)
3. Какие органы человека страдают при курении? (лёгкие, сердце, мозг)
4. Для чего нужны человеку брови, ресницы, слёзы? ( для защиты глаз)
5. Живёт мой братец за горой, да не встретится со мной (глаза).
6. Всегда во рту, да не проглотишь (язык).
Город Гигиенический
Ведущий: Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: “Умойся!”, — они не умываются. Когда им говорят: “Не лезь на дерево!”, — они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал “Вредные советы”:
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы. Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет.
К старости сама собою облысеет голова.
Будем ли мы следовать его советам? (ответы детей).
Ведущий: Как вы понимаете слово “гигиена”? (ответы детей).
Слово “гигиена” в переводе с греческого означает “целебный”, “целительный, “оздоровительный”.
Команды, приготовьтесь отвечать на вопросы!
Вопросы первой команде:
1. Почему обязательно 2 раза в день мы должны чистить зубы?
2. Почему при кашле и чихании надо закрывать нос и рот платком или хотя бы рукой?
3. Как вы думаете, что правильнее: вымыть пол мокрой шваброй, или подмести сухим веником?
Вопросы второй команде:
1. Почему перед едой нужно обязательно мыть руки?
2. К чему может привести вредная привычка - грызть ногти?
3. Почему человек ежедневно, или хотя бы 1-2 раза в неделю должен мыться под душем или в бане, или в ванной?
Город Полезный
Ведущий: В этом городе мы поговорим о том, как правильно питаться. Питание должно быть полезным и разнообразным. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, много думать, не уставать. Например, гречка, изюм, масло. Другие помогают организму расти и стать сильным. Это рыба, мясо, орехи. А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться. Это овощи, фрукты, молочные продукты.
Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Ведущий: Сейчас проведём конкурс “Угадай полезные продукты”. Участвуют по одному игроку из каждой команды, на размышление даётся по 2 минуты. Разложите карточки с названиями продуктов “по–полезности”. В одну стопку - полезные, в другую – вредные. Объясните почему.
(Перед детьми лежат карточки с изображением продуктов: яблоко, киви, апельсин, груша, мандарин, банан, огурец, чипсы, картофель, конфеты, кириешки, лимонад, и т.п.).
Город Спортивный
Ведущий: “Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!” - так говорили греческие мудрецы. Они правы - спорт укрепляет и развивает мышцы человека, делает его сильным и здоровым.
Сейчас мы проведём игру “Быстрые и ловкие” и выясним, чья же команда самая спортивная. По четыре игрока из каждой команды должны по очереди перекидать в корзину все предметы из мешочка. Итак, начинаем. Приготовились, на старт, внимание, марш!
Ведущий: А сейчас я загадаю командам загадки по теме “Спорт и здоровье”:
Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна (зарядка)Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса (велосипед)Дождик тёплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ)Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками (рюкзак)Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих-
Что за кони у меня? (коньки)Чтоб большим спортсменом стать
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, (тренировка)
Город Зелёных помощников
Ведущий: Очень давно люди узнали, что многие растения укрепляют здоровье и даже лечат. Из некоторых растений делают отвары, и мы полощем больное горло, из других делают целебные настои и натирания для лечения суставов и т.д.
Сегодня мы с вами должны назвать, какими же целебными свойствами обладает то или иное растение. Итак, сейчас по жребию вы получите по четыре названия растений, посовещаетесь с командой и расскажете, как же помогает человеку данное растение в лечении.
Растения: крапива, ромашка, подорожник, смородина, малина, мята, полынь.
(Можно предложить детям задание в другом варианте: команда самостоятельно составляет список лекарственных растений и рассказывает, как помогает человеку данное растение в лечении).
Город Режим дня
Ведущий: Я вам прочитаю стихотворение, а вы сами догадаетесь, как называется город, в который мы попали.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать:
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Ведущий: О чем идет речь в этом стихотворении? (ответы детей).
Правильно, о соблюдении режима дня.
Ведущий: Наше путешествие завершается. Сейчас жюри подведёт итоги, а мы пока посмотрим мультфильм “Здоровье начинается дома”.
Просмотр и обсуждение мультфильма.
Жюри подводит и озвучивает итоги.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Я надеюсь, что сегодняшний день не прошёл даром, вы много полезного для себя почерпнули, узнали.
Будьте всегда здоровы, активны, жизнерадостны!
Закончить нашу встречу я хочу словами С.Я. Маршака:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Важнейшее условие!