Предмет: технология, урок-обобщение.
Вид учебного труда: работа с разными материалами.
Изделие: Маяк.
Технологии: объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные, творческие, информационно-коммуникационные.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- пластилин, стеки, горох;
- раздаточный материал (шаблон изделия, технологическая карта, магниты);
- презентация (Приложение 1).
Цели урока:
Образовательный аспект:
- обучение технике выполнения барельефа, размазывания;
- обучение приёмам декорирования поверхности различными способами в соответствии с его формой;
- формирование представления о гармоничной форме предмета;
Развивающий аспект:
- развивать общеучебные универсальные действия (формулирование познавательной цели, использование наглядного плана действий, поиск информации, анализ информации о связи предмета с окружающей обстановкой, умение строить речевые высказывания);
- развивать информационно-коммуникационную компетентность учащихся;
- развивать коммуникативные способности.
Воспитывающий аспект:
- воспитывать познавательный интерес к родному краю, бережное и уважительное отношение кобъектам, представляющим историческую ценность;
- трудолюбие;
- воспитывать культуру общения.
I. Организационный момент.
- Приветствие гостей.
- Мотивация.
II.
1. – Начнем урок.
- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по Кольскому полуострову.
СЛАЙД 2
- А что мы посетим и увидим, вы узнаете, разгадав анаграмму.
СЛАЙД 3
Ответ: маяк.
– Объясните значение слова.
- Обратимся к электронной Энциклопедии Кирилла и Мефодия.
(Поиск информации учеником.)
Маяк – сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах; служит навигационным ориентиром для судов.
2. Начнём экскурсию.
- Приглашаю девочку и мальчика. (Выбирают конверт).
- Прочитайте.
Сначала мальчики - Остров Кильдин. СЛАЙД 4
Девочки – мыс Святой Нос.
- Кто может объяснить значение слова мыс?
- Прочитаем в толковом словаре (читает ученик).
3. – Девочки возьмите белыйлист. Приложение 3
- Мальчики возьмите зелёный лист. Приложение 3
4. Два ученика – поиск информации в интернете.
5. Послушайте задание.
Прочитайте внимательно текст, подчеркните главную мысль. – 2 мин. (песочные часы).
Послушаем мальчиков.
- Прочитаем название маяка—1 ученик.
- Почему маяк имеет такое название?
- Прочитайте главную мысль текста.
- Послушаем, что узнали в статье интернета? СЛАЙД 4
Текст: “Важность и красота Кильдинского маяка не оставила без внимания создателей серии почтовых марок “Маяки России”.
Послушаем девочек.
Прочитаем название маяка— 1 ученица.
- Почему маяк имеет такое название?
- Прочитайте главную мысль текста.
- Послушаем, что узнали в статье интернета? СЛАЙД 4
Текст: “Этот маяк представляет собой историческую ценность.Находится на границе Белого и Баренцева морей”.
Учитель: Оказывается, маяк Святоносский тоже изображён на марке.
- Чем похожи эти маяки? (действующие, находятся на побережье моря)
6. Продолжим экскурсию вместе. СЛАЙД4
- Гденаходится этот маяк?
- Что мы знаем о нём?
- Чем Мурманский маяк отличается от других маяков?
(маяк – музей, памятник, достопримечательность, находится в городе Мурманске.)
- Послушаем стихотворение (творческая работа ученика).СЛАЙДЫ (фотографии)
Мемориальный комплекс построен на сопке...
Шестигранная башня-маяк, рубка с атомной подлодки
Говорят нам: “Ты не забыт, моряк”.
Перед башней – якорь судовой,
Под ним капсула с морскою водой.
Храм Спас на водах воздвигнут народом,
Величен, в золотых куполах.
Всё это построено в память о погибших моряках.
Внутри маяка разместился музей,
С книгами – памяти тех, кто не вернулся с морей.
В них вписано с послевоенных времён
Одна тысяча шестьсот восемьдесят имён.
III.
1. ОБРАЗЕЦ на доске.
- Определите тему урока.
- Будем работать в технике барельеф. Сделаем маяк в виде сувенира.
- Определим цели (по рядам).
Физминутка.
2. Повторим правила работы с пластилином (читают ученики). СЛАЙД 5
Рассмотрим порядок работы.
СЛАЙД 6
1. Пластилин белый и коричневый размазываем, чередуя цвета.
- Какого цвета возьмём пластилин сначала?
СЛАЙД 7
2. Стекой прорисовываем кирпичики на пластилине тёмного цвета.
СЛАЙД 8
3. Вылепляем окна.
- Какого цвета возьмём пластилин?
- Небольшой кусок пластилина разомнём , скатаем в тоненький жгутик. Затем сгибаем жгутик в форме окна.
СЛАЙД 9
4. Делим маяк на части (этажи).
- Скатываем жгутик из тёмного пластилина, прижимаем к основе.
- Сколько жгутиков понадобится?
СЛАЙД 10
5. Прижимаем горох к полоскам пластилина.
Повторим порядок работы.
- Поработаем в парах.
- Возьмите технологическую карту, положите перед собой. Приложение 2
- Возьмите в коробке эскизы.
- Расположите и приклейте эскизы в нужном порядке.
V. Начнём работу.
- Возьмите картонную заготовку, положите на подкладную доску.
- Какого цвета пластилин возьмём первым?
- Приступаем к работе.
Когда музыка будет звучать тише, вы должны заканчивать работу.
- Кто выполнил работу, помогите товарищу.
- Покажите свои маяки.
- Возьмите два магнита, снимите защитную плёнку, прикрепите 1 магнит вверху, 2 - внизу. У нас получился сувенир на магните. Показать свой сувенир.
Открыть доску.
- Разместим наши маяки на доске.
- Замечательная получилась выставка.
- Я хотела бы услышать ваши отзывы о работе на уроке.
– Каким был для вас урок?
- Выберите слово (познавательный, интересный, трудный, увлекательный и т.п.).
- Хочу закончить урок стихотворением.
Изображение башни маяка
Ребята вылепили в виде сувенира,
Чтобы память о погибших моряках
В сердцах у нас жила, не уходила.
VI. Вы - умницы. Спасибо за урок.