Учебное занятие "Охрана природы. День Земли"

Разделы: Экология


I. Пояснительная записка.

Данное учебное занятие проводится в преддверии всемирного Дня Земли в рамках работы детского объединения “Природа и творчество”.

Цель проведения: содействие формированию экологической культуры воспитанников.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся об охране природы (охране воздуха, воды, почвы, растительного и животного мира).
  • Развивать мышление, умение устанавливать логические связи, речь.
  • Воспитывать активное бережное отношение к окружающей среде, объектам природы.

Методы проведения : наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный.

Возраст детей : 7 – 10 лет.

Условия проведения : кабинет или актовый зал школы.

II. Оборудование и материалы.

1. Плакаты “Охрана природы – долг каждого”, “Мир прекрасен”.

2. Выставка детских рисунков “Земля – наш дом”.

3. Таблицы взаимосвязей в природе.

4. Макет Земли и костюм Земли.

5. Обруч для головы и искусственные цветы.

6. Аудиокассета “Песни для детей” В. Я. Шаинского, “Птицы России”.

7. Проигрыватель.

8. Фломастеры и цветные карандаши.

III. План проведения занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

3. Проверка домашнего задания. Награждение участников конкурса рисунков “Земля – наш дом”.

4. Обобщение знаний детей.

5. Практическая работа. Раскрашивание напоминающих знаков о поведении в природе.

6. Подведение итогов.Рефлексия.

IV. Ход проведения занятия.

Педагог:

1. - Добрый день, друзья! Рада всех вас видеть. Сядем красиво. Надеюсь, что у вас хорошее весеннее настроение. Кто желает поделиться своим настроением со мной? Поставьте локти на стол, разверните свои ладони мне навстречу. (Обмен прикосновением рук). Спасибо.

2. Сообщение темы.

- Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема – охрана природы, а также особая дата - 22 апреля. Это всемирный день Земли.

3. Проверка домашнего задания.

Оценка лучших рисунков выставки “Земля – наш дом”. Награждение участников выставки.

4. Обобщение знаний детей.

Педагог: - Наша выставка была посвящена всемирному дню Земли. Он отмечается ежегодно, начиная с 1971 года.

- Ребята, а что вы знаете о нашей планете Земля?

Примерные ответы детей:

- Земля имеет форму шара.

- Земля - четвертая по величине планета солнечной системы.

- Земля – третья от солнца планета.

- Земля – имеет естественный спутник- луну.

- На Земле больше воды, чем суши.

Педагог: - Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение, которое написал поэт Яков Лазаревич Аким. Называется оно “Береги свою планету”

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь.
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Земля... всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. Человек прожил на Земле не более 2 млн. лет, но что он успел уже сделать со своим единственным домом – Землей?

Раздается стук. Входит ученица в костюме Земли.

Земля:

Вращаясь в космосе,
В плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет!
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Всё то что я имела и имею
Своим добром считает человек.

Педагог: - Раньше люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать, что наш дом – Земля в опасности. Она медленно погибает.

Земля:

Моя планета – человеческий дом,
Но как мне жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы : Больше не могу!

Дети рассматривают и сравнивают два плаката с изображением одного и того же уголка природы, но в разном состоянии. Здесь звучит пение птиц. Дети делают вывод, что нужно, чтобы природа оставалась красивой.

Педагог: - Древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Но люди, часто, не задумываясь, наносят вред природе. Человек стремился покорить природу. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, гибели лесов, исчезновению многих растений и животных. Сейчас люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности.

Далее дети работают со схемами, где определяют какие компоненты загрязняют воздух, воду, почву, что приводит к уничтожению растений и животных.

Дети:

- Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простою:
Нас много, а она – одна.

Педагог: Чтобы помочь природе, необязательно быть профессором. Любить природу, изучать ее и совершать полезные дела можете вы, друзья. Кто такие юные натуралисты? Это мы с вами.

Все: Мы – друзья природы.

Педагог: У нас сегодня в гостях Земля. Давайте порадуем свою гостью. Сплетем для нее венок из цветов. Ведь цветы – украшение Земли.(Дети коллективно делают венок из цветов и украшают Землю).

5. Практическая работа.

Для нашей гостьи сделаем подарок. Давайте вспомним и напомним всем о напоминающих знаках, которые рассказывают людям, как надо вести себя, чтобы не навредить природе и порадовать нашу планету.

Дети раскрашивают заранее приготовленные знаки. Затем их вывешивают на доске и коротко о них рассказывают.

6. Итог.

Ребята, как вы лично можете помочь природе? Далее следуют ответы детей.

Дети:

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Завещано беречь нам этот мир –
Такой неповторимый на рассвете
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!

Педагог: В конце нашего занятия хочется к вам, друзья обратится с такими словами :

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Ты тоже часть ее чудес.
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

На прощание оставьте мне тепло ваших рук, положите свою ладонь на мою.

Спасибо за занятие!

V. Методические рекомендации

На подготовительном этапе занятия объявляется конкурс рисунков “Земля – наш дом”. Все рисунки оформляются. Затем организуется выставка детских рисунков. Отбираются лучшие работы для последующего награждения. Продумывается и готовится костюм Земли. Детям раздаются слова для заучивания.

Занятие требует большого количества наглядного материала. Готовятся плакаты “Охрана природы – долг каждого”, “Мир прекрасен”, рисунки одного и того же уголка природы, но один цветущий, а другой в запустелом состоянии. Также необходимо приготовить схемы, показывающие какие компоненты загрязняют воздух и воду, уничтожают растения и животных.

Для практической работы детей рекомендую сделать напоминающие знаки для раскрашивания. Заранее делаются обруч для венка и цветы.

Уместно поставить песни В.Я. Шаинского во время выполнения практической работы детей. Мелодии со звуками птиц включить, когда речь идет о красоте Земли.

После проведения занятия, можно сделать выставку из рисунков детей “Напоминающие знаки”.

VI. Литература.

1. Акимушкин И. Природа- чудесница. – М. : Малыш, 1985.

2. Внеклассная работа по экологии в школе. Методически рекомендации. Белгород, 1996.

3. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во вне классной работе. 1984.

4. Новиков Ю.В. Природа и человек. –М.,“Просвещение”, 1991.- 336 с. Ил. – (Азбука быта).

5. Журнал – сборник сценариев для библиотек : “Читаем, учимся, играем”. 1999.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия : экология А.В.Г. – сост. А.Е.Чижевский. Под общей редакцией О.Г.Уинн.- М.: АСТ – ЛГД, Олимп, 1991.-432 с.