Цели урока:
- Образовательные: обобщение и систематизация знаний о наших пернатых друзьях, о значении птиц в природе и жизни человека, расширять кругозор учащихся.
- Коррекционно-развивающие: развивать умение воспроизводить ранее изученный материал, используя ребусы, кроссворды, загадки, вопросы; закреплять умение правильно строить высказывание при ответе.
- Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемой теме, любовь к нашим пернатым друзьям, к окружающему миру, желание ценить красоту природы, желание узнавать новое.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись “Голоса птиц”, фотографии птиц, флешкарта.
Ход урока
Организационный момент:
Чтобы провести урок, мне понадобится Ваша помощь, имеющиеся у вас знания, смекалка, сообразительность, внимание, наблюдательность, активность. Сегодня на уроке я предлагаю вам поиграть со мной. За правильные ответы каждый получит жетон и в конце урока будет возможность обменивать их на оценки. “5” - 6 и более жетонов,“4”- 4 жетона, “3” - 3 жетона. Сейчас отгадайте загадку и формулируйте тему урока.
Без рук, жилище строят (птицы). Правильно. Кто догадался, какая будет тема сегодняшнего урока. Хорошо. Тема урока “Пернатые друзья”.
Сообщение темы и цели урока (использование презентацию).
Запись даты и тему урока в тетрадь.
1 задание - игра “Прилетели птицы”.
Учитель. А сейчас поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи... (дети хлопают)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, палки ...
(Дети хлопают)
Учитель. Прилетели птицы: голуби, воробьи, вороны, коровы ... (дети хлопают)
Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, куницы... (дети хлопают)
галки и стрижи, кукушки...
Учитель. Молодцы, ни разу не ошиблись!
Ребята, у нас в гостях пенсионер Кантуганов Ф.З. Он выращивает птиц, но только каких, вам надо отгадать.
Распускает хвост павлином, ходит важным господином,
По земле ногами стук, как зовут его – (индюк). Да, правильно. Давайте, дадим ему слово. Спасибо, за интересный рассказ, примите от нас наш сувенир.
2 задание - “Семь птиц”
Учитель. В тексте затаилось семь птиц. Отыщите их названия. (Учащиеся получают карточки с текстом)
Семь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
3 задание – “Птицы в загадках”
Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, летит спать в дупло. (Сова.)(слайд)Он, внезапно появляясь, набирает высоту,
Иль воды крылом касаясь, моет клювик налету.
В синем небе он высоко, то мелькнёт, то прозвенит,
Даже самый быстрый сокол медленней его летит. (Стриж.)(слайд)Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.
Его и песня и полёт вошли в стихотворения. (Жаворонок.)(слайд)По лужу он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь) (слайд)Удивительный ребенок, только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок) (слайд)
4 задание – “Угадай меня”
Учитель: Птицы - лидеры в мире звуков. Символ птичьего пения – это (соловей) . (проектируется на экран и звучит запись пения соловья).
А сейчас послушаем вестника весны (скворца - слайд). Ученица читает стихотворение о скворцах.
(На фоне слайда с кукушкой звучит запись голоса кукушки, затем выступление ученика).
В нашей стране кукушка очень известна. Гнёзда она не вьёт и интереса к собственным детям не проявляет. Её за это осуждают, и мало кто знает, как она “дошла до жизни такой”. А ведь предки кукушек были вполне домовитыми птицами. Но отсутствие подходящих мест гнездования заставило многих из них решить проблему жилищного кризиса за счёт других гнёздостроителей. Таких птиц называют гнездовые паразиты. Видимо, кукушки долго искали выход из создавшегося положения, прежде чем решились бросить своих детей на произвол судьбы. Но есть кукушки, например южноамериканские, которые строят гнёзда. Делают они так: собравшись небольшой компанией, строят общее большое и глубокое гнездо, затем самки откладывают туда до 15-20 яиц, которые одновременно насиживаются несколькими птицами, попеременно меняясь. Когда вылупляются птенцы, их выкармливают всем миром.
5 задание “Третий лишний”
Какая из этих птиц лишняя: дятел, жаворонок, соловей?(дятел-оседлая, жаворонок, соловей- перелетные птицы)
Воробей, голубь, утка? (утка- водоплавающая, воробей, голубь – обитающие возле жилья человека)
Страус, сокол, грач? (страус - не летает, сокол, грач – летающие)
Жаворонок, скворец, гусь? (гусь – домашняя птица, жаворонок, скворец-певчие птицы)
Утка, глухарь, гусь? (глухарь – лесная, утка, гусь – домашние, водоплавающие птицы)
6 задание “Фантастическая птица”
Из каких частей птиц составлено это фантастическое животное? (слайд)
(голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса)
7 задание “Кроссворд – “В зимние холода”
Впишите названия птиц, зимующих у нас и прилетающих к кормушкам, которые делают люди.
2. Разгадай кроссворд и узнай, какая птица является одной из самых крупных летающих птиц.
1. Вестник весны | 2.Птица – “воровка” |
3. Самая зимняя птица | 4.Лесной барабанщик |
5. Птичка - малышка | 6. “Пластилиновая” птица |
8 задание Найди в каждой строчке спрятанные названия птиц, раскрась их (задание на партах учащихся).
л | а | с | т | о | ч | к | а | р | о | щ | н | г | а | л | к | а | ж | у | в |
ж | у | р | а | в | л | ь | ж | а | в | о | р | о | н | о | к | с | о | в | а |
и | п | е | т | у | х | м | и | с | к | о | р | ш | у | н | т | ч | и | ж | а |
с | т | р | и | ж | к | о | л | я | п | к | а | п | а | ш | ф | и | л | и | н |
к | а | п | к | а | н | а | р | е | й | к | а | п | о | п | у | г | а | й | с |
в | о | р | о | б | е | й | в | с | о | р | о | к | а | п | о | г | у | с | ь |
с | у | т | к | а | в | о | р | о | н | а | к | с | н | е | г | и | р | ь | и |
9 задание “Угадай меня” (угадай птицу по описанию)
1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Так кто это? (Воробей - слайд)
2. Головка в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстук, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. (Синица -слайд)
3. Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц. (Кукушка -слайд)
4. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на серых крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел -слайд)
10 задание “ Шуточная мини-викторина”
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушином)
- Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
- От чего утка плавает? (От берега)
- Какая птица самая глупая? (глупыш)
- Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый)
- Какой город носит название птицы? (Орел)
- Отчего петух, когда поет, глаза закрывает? (Хочет показать, что поет наизусть)
- Какая птица носит фамилию писателя? (гоголь)
- Жена петуха (курица)
11 задание “ Ребусы”
Вопрос. Ребята! Как вы думаете, есть ли птичье молоко?
“Птичьим молоком” называют жирную творожистую массу, выделяемую стенкой голубиного зоба. Ею голуби выкармливают птенцов. “Птичьим молоком” кормят птенцов фламинго (у них оно образуется в пищеводе) и самцы императорского пингвина. Сегодня я вас угощаю “Птичьим молоком”, это конфеты. Так красиво и образно названа нежная, легкая начинка этих конфет. (угощение детей конфетами)
Ребята, присмотритесь внимательнее к жизни птиц в природе, и сколько тайн вам откроется! Ведь без пернатых друзей, каким скучным был бы мир! Давайте же вместе скажем: “Да здравствуют птицы!”
Рефлексия.
- Что для вас было интересно?
- При выполнении каких заданий, вы испытывали трудности?
- В каких случаях может пригодиться вам материал сегодняшнего урока?
Домашнее задание по выбору
- составить кроссворд
- нарисовать фантастическую птицу.
Выставление оценок.
Используемая литература:
- Жукова Т.И. “Часы занимательной зоологии”
- Молис С.А. “Книга для чтения по зоологии”
- Нестеров В.В. “Зоовикторина”
- Библиотека журнала “Биология в школе”.