Тип урока: Урок обобщения, применения знаний и умений.
Цели урока (познавательные и воспитательные):
- Формирование личностной эколого-мировоззренческой позиции, биосферного мышления.
- Приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений.
- Демонстрация учащимся взаимосвязи результатов экономической деятельности и изменений, которые происходят в окружающей природной среде.
- Закрепление полученных экологических и экономических знаний.
- Отработка навыков активной групповой работы.
- Отработка навыков ведения деловой документации
Оборудование (ТСО):
- Компьютер, проектор, деловая документация (расчетный счет, сводная ведомость решений фирмы), звонок, секундомер.
Этапы урока ( по минутам и время с начала урока):
- Актуализация темы – 2 мин.
- Организационный момент -5 мин.
- Объяснение условий игры- 3 мин.
- Собственно игра-30 мин
- Итоги игры- 2 мин
- Итоги урока -3 мин.
1. Актуализация темы (2 мин.)
В настоящее время мы переживаем переломный период развития цивилизаций. Стало почти очевидным, что нужно менять стратегию развития, поскольку цивилизация оказалась перед лицом глобальных кризисов, угрожающих гибелью человечеству. Рост городов - важнейшая проблема социальной экологии. Именно в городах наиболее остро проявляются противоречия отношений человека и природы. Экологи называют города паразитами биосферы. На снимках, сделанных из космоса, города с расползающимися инфраструктурами напоминают раковую опухоль с метастазами. Они - главные виновники нарушения биосферы и превращения её в техносферу. Они – “черные дыры цивилизации”- загрязнители биосферы, разрушители биологического разнообразия, истребители всех видов ресурсов: минеральных, водных, биологических. По этой причине решение экологических проблем городов - первоочередная задача и для тех, кто в них живет, и для биосферы в целом.
Я вам предлагаю провести деловую ролевую игру “Избежать катастрофы”, которая поможет нам понять, как решить экологические проблемы нашего города.
2. Организационный момент (5 минут)
Предлагаю вам объединиться в пять групп, каждая из которых представляет собой фирму, занимающуюся производством товаров, необходимых для обеспечения жителей города. Затем каждая группа должна решить организационные вопросы: а) определяет название своей фирмы; б)выбирает президента, главного бухгалтера, главного экономиста, главного эколога.
Президент организует работу фирмы. Главный бухгалтер ведет финансовую документацию- лицевой счет, где фиксирует все доходы и расходы. Главный экономист фирмы учитывает всю полученную от производства продукции прибыль. Главный эколог следит за состоянием окружающей среды и докладывает президенту о изменениях и необходимых мерах по улучшению экологической обстановки.
3. Объяснение условий игры (5 минут)
Учитель сообщает основную экономическую информацию для всех фирм. “Ваши фирмы действуют в условиях ограниченного экономического пространства. Вы заняты производством товаров , необходимых для населения конкретного города. Каждый год ваша фирма должна принимать решение о направлении хозяйственной деятельности в течение данного финансового года (игровой финансовый год длится 3 минуты реального времени)”. Фирма может принять одно из 5 возможных решений:
1) производство товаров в обычном объёме (П);
2) выпуск дополнительной продукции (В);
3) реконструкция производства для выпуска экологически чистой продукции (Р);
4) остановка производства (О);
5) улучшение экологического состояния городской среды (У).
Фирмам выдаются бланки, в которых объяснены правила начисления прибыли, штрафов и премий в городе N.
1. Производство товаров (П)
Количество фирм, принявших решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Прибыль каждой фирмы, тыс. монет | 100 | 80 | 60 | 40 | 20 |
Состояние окружающей среды, % | Без изменений | -10 | -20 | -30 | -40 |
2. Выпуск дополнительной продукции (В)
Количество фирм, принявших решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Прибыль каждой фирмы, тыс. монет | 200 | 150 | 120 | 80 | 40 |
Состояние окружающей среды, % | -20 | -40 | -60 | -80 | -100 |
Штраф, который платит фирма, тыс.монет | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
3. Реконструкция производства для выпуска экологически чистой продукции (Р)
Количество фирм, принявших решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Затраты каждой фирмы, тыс. монет | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 |
Прибыль каждой фирмы, тыс.монет | 150 | 130 | 100 | 60 | 10 |
Состояние окружающей среды, % | +10 | +20 | +30 | +40 | +50 |
4. Остановка производства (О)
Количество фирм, принявших решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Убытки каждой фирмы, тыс. монет | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 |
Состояние окружающей среды, % | +10 | +20 | +40 | +60 | +80 |
Компенсация правительства фирме, тыс.монет | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 |
5. Улучшение экологического состояния городской среды(У)
Количество фирм, принявших решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Убытки каждой фирмы, тыс. монет | 200 | 180 | 150 | 120 | 100 |
Состояние окружающей среды, % | +20 | +40 | +60 | +80 | +100 |
Премия правительства фирме, тыс. монет | 100 | 80 | 60 | 50 | 40 |
Основным документом каждой фирмы является расчетный счет, где отражается её финансовое состояние после окончания очередного производственного цикла (года).
Сводная ведомость учета решений фирм
результат год |
Прибыль фирмы, тыс.монет | Состояние окружающей среды, % |
Первый год | ||
Второй год | ||
Третий год | ||
Четвертый год | ||
Пятый год |
Принятое решение фиксируется в “Сводной ведомости учета решений фирм”.
Сводная ведомость учета деятельности фирм по городу N.
Название фирм показатели |
|||||
Решение | |||||
Прибыль фирм, тыс. монет | |||||
Затраты фирм, тыс. монет | |||||
Штраф, который платит фирма, тыс. монет | |||||
Премия правительства, тыс. монет | |||||
Итог (заработок), тыс. монет | |||||
Состояние окружающей среды, % |
В самом начале игры главный бухгалтер записывает на счет фирмы 100 тыс. монет - условных денежных единиц, которые используются во время игры.
Фирма, которая не успевает сдать отчет во время наказывается штрафом в размере 100 тыс.монет.
Улучшение экологической обстановки в городе на каждые 5% премируется 50 тыс. монет, а за ухудшение экологической обстановки в городе фирма штрафуется за каждые 5% на 50 тыс.монет.
4. Собственно игра (30 минут)
Игра заключается в том, чтобы участники, работая в группах, принимали одно из возможных решений и сообщали об этом учителю. После того как все фирмы предъявят свои решения на очередной финансовый год, учитель объявляет общее положение дел, то есть экономическую конъюктуру на внутреннем рынке и состояние экологической обстановки в городе, которая сложилась в текущем году.
После заполнения всей таблицы учитель объявляет следующий год, и каждая фирма должна успеть принять соответствующее решение, исходя из анализа ситуации, которая сложилась на рынке, и учитывая состояние экологии города.
Если экологическое состояние города ухудшается на 100%, учитель приостанавливает хозяйственную деятельность фирм на следующий год. Если экология города ухудшается на 150%, учитель объявляет о глобальной экологической катастрофе – все погибли и игра заканчивается.
Одним из направлений развития игры является желание предпринимателей провести конференцию представителей фирм, например, через пять лет. Основная задача конференции - выработать стратегию совместных действий. Различные фирмы могут в ходе этого совещания подписывать протоколы о намерениях на предстоящие годы, с тем, чтобы получить максимально возможную прибыль.
Конференция представителей фирм может принять решение о создании Совета экологической безопасности. Совет экологической безопасности вправе принимать решения, обязательные для исполнения всеми участниками. Если одна из сторон нарушит подписанное соглашение, то партнеры могут обратиться в арбитражный суд.
После пяти лет работы оглашается итог, и принимаются дальнейшие решения: продолжать работу, собирать конференции или заканчивать работу.
5. Итоги игры (2 минуты)
Итоги деятельности каждой фирмы подводятся по сводной ведомости учета деятельности фирм по городу, где основным показателем является общая (суммарная) прибыль, полученная фирмой за всю игру с учетом экологической ситуации, которая сложилась к этому времени. Учитель объявляет о премиях и штрафах и сообщает общий итог игры.
6. Итоги урока (1 минута)
Участие в ролевых играх поможет учащимся понять многочисленные сложности, которые предстоит преодолеть человечеству на пути к устойчивому развитию, познакомиться с альтернативными вариантами их решения и выработать своё видение экологических проблем. Всё это самым положительным образом скажется на общей экологической культуре и поможет выпускникам школ занять взвешенную и активную гражданскую позицию.
Надеюсь, что приобретенный в игре опыт не забудется вами, так как вы были активными участниками событий и знания, полученные в игре, станут частью личного опыта.
Литература
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В.Глобальная экология: Учеб.для 10 —11 кл. профил. шк. — М.: Просвещение, 1998 — 270 с.: ил., карт.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьников как цель обучении. Научно-популярный образовательный журнал “Экология и жизнь”, №10, 2008 год.
- Зверев А. Т. Экология. 10 — 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королев. — М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. — 256 с.: ил.
- Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учеб.для 10 – 11 кл. шк. Естеств.-науч. профиля. — М.: Просвещение, 1997. — 192 с.: ил., карт.
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология: учеб.для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений. — М.: “МДС”, 1998.
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г.Экология России. Учебник для 9—11-х классов общеобразовательной школы.— М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Игры на уроках биологии.-М. “Владос”, 2008.
- Самкова В.А., Прутченков А.С. Деловая игра “Как избежать катастрофы”, Научно-популярный образовательный журнал “Экология и жизнь”, №2, 1998.
- Ягодин Г.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Учебное пособие для 10-11 классов-М., “Московские учебники”, 2008.