Игровые технологии на занятиях по английскому языку мастерской слова "Окно в мир"

Разделы: Иностранные языки


Игра – ведущий и наиболее доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знаний.

Всем известно, что легче поддается запоминанию то, что интересно, а интересно бывает то, что увлекает, не вызывает скуки. Лучший способ сделать занятия занимательными – активно использовать игровые упражнения и задания. Игра – огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Занятие может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, даст возможность каждому ребенку проявить свой творческий потенциал.

В играх скрыты богатейшие обучающие способности. Игра способствует выполнению важных методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на иностранном языке и многократное повторение языкового материала.

С чего начинается изучение иностранного языка? С самых простых слов и фраз. “Как тебя зовут?” и “Сколько тебе лет?” - две фразы, но уже можно петь популярную в Англии песенку “A girl from London”.

Песни и стихи помогают в ненавязчивой форме пополнить словарный запас, выучить словосочетания, запомнить фразы, которые в дальнейшем могут быть использованы в речи.

Занятия с дошкольниками проходят в форме путешествий, праздников, игр – драматизаций, конкурсов. И обязательно на занятиях присутствуют гости и друзья – Винни – Пух, Микки Маус, Том Сойер, Белоснежка и семь гномов, Алиса из страны Чудес и др.

На начальном этапе обучения большое значение имеют фонетические игры. Для того чтобы постановка произношения не утомляла ребенка, а проходила весело и интересно, детям предлагается “Сказка о язычке”. У язычка есть хозяин – сам малыш. Язычок надо сделать послушным. Для этого используется система упражнений (“Воздушные шарики”, “Жуки”. “Гуси”, “Колокольчики” и др.)

Целью фонетической зарядки, или речевой разминки в начале занятия является обеспечение наиболее быстрого “вхождения” в английский язык. Для фонетической зарядки используются звукоподражательные упражнения, для речевой разминки – рифмовки. Например: Однажды у Язычка разболелось горло, качался кашель - k, k, k. Он лег в постель, лежал и тихонько дышал - h , h, h. А сам слушал, как стучит дождь по крыше - p, p, p.

Фонетические игры – первый вид учебных игр. Они доставляют особую радость и удовольствием детям, в частности заучивание и воспроизведение рифмовок, скороговорок, пословиц.

I, I, I

You, You, You

I and You, I and You.

Спать – to sleep

Щенок наш хочет.

Всем - good night -

Спокойной ночи!

Hello!

- Hello!

- What is your name?

- I`m Mike.

- I`m Jane.

That`s my name.

При работе над произношением полезно использовать следующие виды игр:

  1. Какой звук я задумал? (игра-загадка). Педагог называет несколько слов, в которых встречается один и тот же звук, дети отгадывают, что это за звук.
  2. Необычный телефон (игра-соревнование). На рисунке - большой телефон. Вместо цифр на диске телефона картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на один звук. Дети по очереди называют эти предметы.
  3. Эхо (игра-имитация). Отвернувшись в сторону педагог отчетливым шепотом произносит звуки, которые повторяли на занятии. Дети, как эхо, повторяют каждый звук вслед за педагогом.

Обучение лексике, использованию новых слов и выражений в речи:

Умения обучающихся в диалогической и монологической речи формируются на ситуативной основе. Необходимо обеспечивать мотивы речевых действий ребенка в специально создаваемых учебно-игровых ситуациях.

Учебная ситуация “Давайте познакомимся!”

  1. Игра “Будь вежлив”. При помощи считалочки выбирается ведущий (It). Обращаясь к детям, он спрашивает: Who are you? Или Who are you, please? Или What is your name? Или What is your name, please? Дети отвечают на вопрос только в том случае, если вопрос будет вежливым (если ведущий сказал please).
  2. Игра – хоровод “Blind Tom”. Все дети становятся в круг. В центре ведущий с закрытыми глазами. Дети двигаются по кругу и поют песенку “What is your name?”, заменяя слово “your” на “my”. Пропев куплет, они останавливаются. Ведущий дотрагивается до одного из детей (или один из детей дотрагивается до ведущего), ведущий пытается отгадать его имя: Are you ...?
  3. Игра “Куклы знакомятся”. У каждого играющего в руках куклы: Том Сойер, Алиса, Винни-Пух, Микки Маус и др. У ведущего в руках кукла Барби. Барби знакомится с остальными куклами.

Учебная ситуация “Игрушки”.

  1. Игра “Будь внимателен”. Педагог в быстром темпе показывает детям игрушки, говоря: I have got a... (называет игрушки). Дети соглашаются с ним (говорят “yes, you have got a...”). Иногда ведущий “ошибается” и называет не ту игрушку, которую показывает. Например, показывая собачку, говорит: I have got a cat. Дети должны молчать. Тот, кто согласился, получает штрафное очко.
  2. Игра “Кубик” находит широкое применение при изучении темы “Игрушки”. С помощью кубика можно отрабатывать как лексику, так и грамматические структуры во всех вариантах. Например, на гранях кубика изображены (наклеены) игрушки. Ребенок подбрасывает кубик и называет ту игрушку, которая выпадает. В другом варианте игры ребенок говорит, что у него есть/или нет/ такая игрушка I have got a...

При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки, игры типа “Найди слово” и др. Так, например, на этапе введения нового лексического материал педагог ведет рассказ, в котором постепенно использует новые слова, показывая при этом соответствующую картинку. Такой прием позволяет усвоить лексику, не прибегая к помощи перевода на родной язык.

Главным видом упражнения в говорении на начальном этапе обучения иностранному языку является ролевая игра. Например, на занятии каждый ребенок по выбору становится зайчиком, белочкой, ежиком, медведем и т.д.

Немаловажное значение имеет то, что использование ролевых игр придает обучению радость общения (это всегда свойственно человеку от природы), а эта радость переходит в радость обучения.

Детские игры важны для социализации ребенка, они вносят свою лепту и в воспитание поведения ребенка.

Интерактивная игра – это организованное занятие двоих или группы детей, которые активно взаимодействуют, выполняя игровые задания. Каждый игрок принимает активное участие в выполнении заданий, делая свой вклад в достижение поставленной перед игроками цели.

Интерактивная игра требует эмоциональной и умственной деятельности, а также развивает умение общаться: слушать остальных игроков, соглашаться или не соглашаться, находить компромиссные либо наилучшие пути решения проблемы, работать сообща в парах или в группе, вести себя воспитанно.

Подвижные игры используются и во время физкультурной минутки.

Обеспечение игрового мотива у всех детей способствует тому, что несмотря на то, что слово произносит в каждый момент тренировки один ребенок, активны все дети.

Организация работы на начальной ступени невозможна без соответствующей иллюстративной наглядности. Опыт работы показал, что весьма эффективны для вызова речевых реакций пиктограммы – символические изображения (лиц, мест и действий, широко используемых в быту, и т.д.)

Не меньшее значение имеют и различные шумовые эффекты (которые не используются широко в обучении): шум дождя, плеск воды, скрип тормозов, шаги, скрип двери, шелест страниц, вой ветра, едва слышная беседа, плач ребенка, смех и т.д.) Шумовые эффекты помогут представить место действия, события, участников, их поступки.

Очень важное для организации обучения требование – использовать необходимые жесты, мимику, произносить эмоционально, выразительно, а не только правильно. Естественность говорения очень часто зависит от соответствующего жеста и мимики.

Игра “Мимика и жест”. Выбирается ведущий, который изображает:

  • в какие игры он/она любит играть
  • что любит делать дома.

Остальные отгадывают, например, You like to play hockey. You like to read. You like to sing.

И если мы добьемся синхронности лингвистического и паралингвистического выражения речевых функций, то получим в результате не только выразительность говорения, но и прочность усвоения: жест послужит фоном, на котором запомнится фраза, она прочнее соотнесется со значением.