Урок декоративно-прикладного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: Формирование представлений о народных промыслах - городецкой росписи.

Задачи урока:

  • Учить обучающихся приёмам городецкой росписи.
  • Способствовать развитию памяти, мышления, внимания, творческих способностей, художественного вкуса.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Формировать навыки кистевой росписи.
  • Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
  • Воспитание уважения к традициям своего народа.

Ход урока

I .Орг.момент. Сообщение темы урока: Сегодня мы поведем разговор о народном промысле России – Городецкой росписи. Познакомимся с историей развития росписи и сами побываем в роли мастеров.

II. Изучение нового материала.

Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.

А сейчас мы отправимся в этот замечательный город и познакомимся с мастерами городецкой росписи.

Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж. Здесь находилась известная Макарьевская ярмарка, крупнейшая в России. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, лапти.

Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. На прялках появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Элементы росписи

1. Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки - дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

2. Цветок купавки - голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

III. Динамическая пауза.

IV. Практическая работа.

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, бутон или листик.

- А как называется ученик мастера? (Подмастерья)

Вы будете выступать в роли подмастерьев- учениками мастера.

Первый элемент-розан.

План работы:

- Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? (Розовый и оттенки красного).

- Сначала розовым цветом выполняем кружок.

В центре выполняем красным цветом меньший кружок.

Рисуем дужки тем же красным цветом.

По шаблону выполняете цветок купавки.

V.  Выставка работ. Выставление

Подмастерья внимательно посмотрите на работы: все ли изображения
похожи на городецкие. Есть ли ошибки в изображении, цвете.

VI. Итог урока.

1. Как называется эта роспись? (Городецкая роспись).

2. Назовите элементы росписи, которые мы выполняли на уроке? (Розаны, купавки, бутоны и листики).

3. Где вы встречали такую роспись?

4. Что вам больше всего понравилось на уроке?

Список методической литературы

1. Аргунова, Е. Д. –Простые уроки рисования [текст] / Е. Д. Аргунова, // М: Вако.- 2009.- 67с.

2. Брыкина, Л.В. - Нестандартные и интегрированные уроки [текст] / Л. В. Брыкина, // М: Учитель.- 2009.- 45с.

3. Волкова, А. Л . – Весёлые уроки рисования [текст] / А. Л. Волкова, // В: Учитель.- 2009.- 87с.

4. Волтасьева, Н.В. - Нестандартные и интегрированные уроки [текст] / Н. В. Волтасьева // М: Учитель.- 2011.- 45с.

5. Подрезова, Т.И.- Материал к занятиям по развития речи [текст] / Т.И. Подрезова, // М: Айрис Пресс.- 2009.- 89с.

6. Соколова И.П.- Использование наглядности на уроках в коррекционной школе [текст] / И.П. Соколова, // В: Учитель.- 2008.- 78с.

7. Фефилова, Е.П.- Поурочные разработки по изобразительному искусству [текст] / Е.П. Фефилова, // В: Учитель.- 2008.- 78с.