Период дошкольного детства наиболее благоприятен для художественно-эстетического воспитания и речевого развития детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. В связи с этим, основная цель педагогов групп компенсирующей направленности не только приобщение дошкольников к искусству, организации интересной, содержательной жизни в детском саду, но и осуществление качественного коррекционно-образовательного воздействия. Наиболее актуальной и органичной в направлении художественно-речевого и эстетического развития личности ребёнка-дошкольника является интеграция образовательных областей разных видов творческой детской деятельности и форм организации коррекционно-развивающего процесса. Ярким примером такой интеграции, на наш взгляд, является организация культурно-досуговой деятельности, которая обладает непосредственностью, наглядностью, конкретностью.
Во время подготовки детей к участию в досуге большое внимание уделяется развитию интонационной выразительности речи, синтетический характер которой включает в себя: мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение, мимику, жесты, позу говорящего. Для развития разнообразных средств выразительности речи, таких как музыка, танец, пластические движения, художественное слово и исполнительских способностей в детском саду созданы необходимые условия. Музыкальный зал, театрально-игровой центр "Золотой ключик", театральная гостиная "Сказка", гримёрная и костюмерная являются своеобразной творческой площадкой для реализации культурно-досуговых проектов, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия своих сверстников и родителей, что особенно важно на этапе автоматизации откорректированных звуков и при формировании лексико-грамматического строя речи.
Важную составляющую досуга занимает организация музыкально-игровой и театральной деятельности, которая помогает ребёнку управлять своим поведением, помогает открывать в нём потенциальный коммуникативный ресурс. Включение в досуговую программу современного, инновационного игрового материала такого как, методика работы с конструктором "Шифоновая радуга", даёт возможность увлечь ребёнка, продолжать начатую им игру дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора, то есть проявлять партнёрскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему.
Поиск новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, позволяет педагогам группы компенсирующей направленности рассматривать процесс организации музыкально-литературного досуга как эффективную форму преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы, воспитания активного произвольного внимания к речи, совершенствования умения вслушиваться в обращённую речь. Досуг в форме литературной гостиной привлекателен тем, что вносит в будни детей атмосферу праздника, позволяет дошкольникам с общим недоразвитием речи проявить вербальную инициативу, даёт возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям, поскольку дети с речевой патологией как правило не имеют опыта участия в выступлениях.
Продуктивное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса в совместной подготовке и организации музыкально-литературной гостиной способствует взаимообогащению и обмену педагогическим мастерством между воспитателями, специалистами и родителями, сближает, объединяет детей и взрослых в единый творческий союз. Общий интерес к делу влияет на улучшение качества взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями: ведёт к формированию доброжелательных отношений, взаимопониманию и взаимному доверию, создаёт положительный микроклимат в детском коллективе, в семьях воспитанников, а самое главное – помогает детям адаптироваться в социальном окружении. На наш взгляд, интегрированный подход к музыкально-художественной и речевой деятельности обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребёнка с различными речевыми нарушениями и позволяет в занимательной форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия. Музыкально-художественная досуговая деятельность, как средство коррекции тяжелых нарушений речи у старших дошкольников, оказывает положительное влияние на развитие речевого общения, памяти и воображения.
Предлагаем вашему вниманию сценарий музыкально-литературной гостиной "Осенняя фантазия" для старших дошкольников, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Проведение культурно-досугового мероприятия в сочетании с музыкотерапией и инновационной технологией "Досуг с тканью" даёт возможность каждому ребёнку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, развиваются их коммуникативные умения и познавательная активность.
Сценарий
музыкально-литературной гостиной "Осенняя
фантазия"
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
(общим недоразвитием речи)
Помещение театральной гостиной оформлено в виде осенней полянки, на которой стоит домик Осени. Дети под звуки музыки входят в гостиную.
Ведущий: Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают шурша,
Как же Осень хороша!
Дети исполняют песню "Осень наступила" (муз. и сл. С. Насауленко )
Ведущий: Друзья мои, давайте позовём Осень.
Дети вместе с ведущим зовут Осень: Осень! Осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим!
Из домика выходит Осень
(музыкальный отрывок из песни "Осенний
пейзаж"
муз. и сл. Ю. Верижникова)
Осень: Кто меня звал? Здравствуйте, ребята!
Я Осень золотая, поклон вам мой друзья!
Давно уже мечтаю о встрече с вами я!
У меня в руках корзинка, в ней осенние дары.
Всё, чем только я богата, принесла для детворы
Принесла вам овощи с огородной грядки,
А вот чтобы их узнать, загадки нужно отгадать.
Осень читает загадки. Когда дети отгадывают загадку, Осень достаёт из своей корзинки картинку или муляж отгаданного названия овоща:
Семьдесят одежёк –
И все без застежёк (Капуста)
В золотистой шелухе
Очень нравится он мне,
Стоит очистить шелуху –
Слёзы проливать начну. (Лук)
Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Голова на ножке,
В голове горошки. (Горох)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка)
Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем...
Проводится пальчиковая гимнастика "Капуста"
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём
И в кадушечку кладём.
Ведущий: А не только капуста уродилась такой, но и много других овощей.
Дети в шапочках (Кабачка, Огурца,
Фасоли, Гороха) исполняют
хоровод "Урожай собирай" (сл. Т. Волгиной,
муз. А. Филиппенко)
Ведущий: Ребята, какие вы знаете стихи про Осень?
Дети читают осенние стихи...
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки ёлочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)
Осень
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах,
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли,
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето. (Е.Трутнева)
Осень
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)
***
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: "Не жалейте лета!
Посмотрите, роща золотом одета!". (3.
Федоровская)
***
Сидели на пенёчке
Осенние денёчки
Последние осенние
Тёплые денёчки,
А солнышко светило
Денёчки золотило
Я видел на опушке
Их рыжие макушки... (А. Шлыгин)
Разноцветный ветер
Следом за летом
Осень идёт
Жёлтые песни ей ветер поёт
Красную под ноги
Стелет листву
Белой снежинкой
Летит в синеву. (В. Степанов)
***
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса... (А.С. Пушкин)
***
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)
Осень: А теперь настало время поиграть!
Игра-хоровод "Подарки Осени"
(игра-хоровод сл. и муз. М.В. Сидоровой [1])
Осень: Благодарна всем я, дети,
Вы теперь мои друзья,
К нам листочки прилетели,
Рада листьям детвора!
Дети берут осенние листочки и танцуют
вместе с Осенью
"Танец с осенними листочками"
(песня “Осенние дорожки” сл. В. Орлова, муз. О.
Полякова)
Ведущая: Ребята, а давайте все вместе "нарисуем" в подарок Осени необычную картину.
Звучит спокойная музыка (“Октябрь”
П.И. Чайковского)
дети совместно со взрослыми изображают осенний
пейзаж с помощью
учебно-игрового пособия - конструктор
"Шифоновая радуга" [2, 24]
Осень: Какая красивая картина у вас получилась! Спасибо за чудесный подарок!
Досуг заканчивается совместным
фотографированием
детей и взрослых на фоне картины.
Приложение
Атрибуты:
- костюм Осени;
- корзинка с отгадками - картинками овощей;
- шапочки для детей Кабачка, Огурца, Фасоли, Гороха;
- корзиночки с овощами для девочек;
- осенние листья (по 2 штуки на каждого ребёнка);
- учебно-игровое пособие конструктор "Шифоновая радуга" (игровое поле - "холст" (бязь белого цвета 100х150 см.); набор шифоновых полотен осенней гаммы - квадраты 70х70 см., 50х50 см., 30х30 см., 15х15 см., прямоугольники 70х50 см., 60х40 см.; короб для полотен).
Декорации:
- домик Осени;
- ёлочки, осенние деревья;
- кустики с ягодами, грибы (муляжи);
- лесные жители - птички, ежата, медвежонок, зайчонок (мягкие игрушки).
Список литературы:
- Журнал “Колокольчик” № 26, СПб, 2002.
- Журнал Цветной мир", выпуск "Зайка и солнышко", ООО Ид "Цветной мир", 2013.