Цель: Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
Задачи: пробуждать у детей интерес к музыке и желание участвовать в музыкальной деятельности; развивать их творческие способности, поддерживать стремление к самостоятельным музыкальным действиям; развивать способность чувствовать настроение, характер музыкального произведения и передавать их через движения , развивать у детей чувство ритма и двигательные качества.
Музыкальный репертуар:
- Муз.А Филиппенко, слова Е.Макшанцевой “Танец осенних листочков”.
- Попевка “ Кап-кап”.
- Муз. Б. Можжевелова, слова А. Пассовой “Огородная – хороводная”.
- Муз. Б. Савельева, слова Л. Рубальской “ Разноцветная игра”.
- Муз.Т. Агафоновой “ Осенняя песенка”.
Оборудование:
– кукла старичок Листовичок в одежде из бесцветных (белых) листьев;
– детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, маракасы, самодельные
“шуршащие” ударные инструменты, листы бумаги различной плотности и жесткости);
– цветные осенние листочки;
– шапочки овощей для хоровода “Огородная – хороводная”.
Ход занятия
Под музыку “Танец осенних листочков” дети входят в зал.
Музыкальный руководитель здоровается с детьми и обращает их внимание на куклу старичка Листовичка в одежде из бесцветных (белых) кленовых листьев.
Старичок Листовичок жалуется детям: Здравствуйте, ребята. Осень обиделась на то, что все ее ругают за грязь, сырость, и забрала цвет у моих листьев.
Музыкальный руководитель: Что же нам теперь делать, ребята? Можем ли мы как-то помочь старичку Листовичку?
Дети решают помочь старичку Листовичку вернуть цветные листья.
Музыкальный руководитель: Ребята, что для этого нужно сделать? За что же мы можем осень похвалить?
Дети рассказывают о том, за что они любят осень.
Музыкальный руководитель: Осень можно задобрить веселыми песнями, хороводами о ней.
Звучит музыкальная загадка (аудиозапись, звуки природы, легкий дождь). На что похожи эти звуки, ребята? Какую картину осенней природы можно представить, слушая их? (Ответы детей.) Дождик осени не всегда бывает грустным и затяжным, он может быть теплым, недолгим, помогать овощам и фруктам быстрее дозревать. Попробуйте сочинить, придумать и спеть песенку такого доброго осеннего дождя.
Распевание – попевка “Кап-кап” – песенное творчество детей.
Старичок Листовичок хвалит детей за песенки дождя, которые они придумали.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на яркие, цветные осенние кленовые листья с порядковыми номерами, лежащие в зале, просит одного ребенка принести лист с первым номером. Ребенок с помощью взрослых снимает со старичка Листовичка один бесцветный листок и прикрепляет к нему цветной.
Под цветным листиком в корзиночке лежат шапочки овощей.
СтаричокЛистовичок: Наверное, осень хочет порадоваться, увидев как вы исполняете хоровод “ Огородная – хороводная”. Сейчас я по считалочке выберу главных героев хоровода – Лук, Морковь, Капусту, Водителя.
Выбор героев по считалочке. Исполнение хоровода “Огородная– хороводная”.
Музыкальный руководитель хвалит детей и просит их найти второй цветной листик для старичка Листовичка. Ребенок находит яркий листок и вновь меняет у старичка Листовичка бесцветный листок на цветной.
– Собрав урожай осенью, мамы и бабушки стараются угостить своих детей и внуков вкусными блинами, пирогами, кашами.
(Проведение физкультминутки “Как у бабушки Наташи”.)
– Как у бабушки Наташи (Держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову.)
– Ели вкусную мы кашу! (Соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа.)
– Каша пшенная, с дымком (Над раскрытой ладонью левой руки – “тарелки” указательным пальцем правой руки рисовать дымок.)
– С хлебом (Правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – “ломоть хлеба”.)
– С маслом! (Левую ладонь положить на правую сверху – “слой масла”.)
– С молоком! (Соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – “кружка”.)
– Взяли мы большие ложки. (Сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх.)
– Съели все до самой крошки! (Попеременно то правой, то левой “ложкой” есть “кашу”, поднося “ложки” ко рту.)
– Вот какая каша! (Снова сделать “тарелку” и показывать всем: справа и слева.)
– У бабушки Наташи!
Музыкальный руководитель просит детей найти третий цветной листик для старичка Листовичка. Ребенок находит лист, забирает у старичка Листовичка бесцветный листок и прикрепляет цветной.
Под третьим цветным листочком лежит набор детских музыкальных инструментов.
Старичок Листовичок: “Мальчики, выбирайте музыкальные инструменты, на которых можно изобразить звуки осени – шелест листьев, капли дождя. Помогите девочкам весело, интересно спеть “ Осеннюю песенку” Т.Агафоновой.
Дети подходят к музыкальным инструментам, исследуют их, прислушиваются к их звучанию и выбирают инструменты, на которых можно изобразить звуки осени.
Девочки поют песню “ Осенняя песенка” муз. Т. Агафоновой, мальчики во вступлении и проигрышах изображают шелест листьев, капли дождя на выбранных музыкальных инструментах.
Старичок Листовичок: Спасибо, ребята, красивая получилась песенка, за нее осень вернет мне четвертый листочек.
Ребенок находит цветной листок, прикрепляет его к одежде старичка Листовичка, но старичок продолжает горевать, так как у него осталось еще много бесцветных листочков.
Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните такую “цветную” песенку или такой “цветной” танец, после которых осень перестанет обижаться и отдаст старичку Листовичку все оставшиеся цветные листочки.
Дети Предлагают исполнить песню – танец “Разноцветная игра” муз. Б.Савельева.
После исполнения песни – танца “ Разноцветная игра” ребята находят все оставшиеся листочки и дарят их старичку Листовичку.
Старичок Листовичок получает все оставшиеся цветные листья, заменяет ими бесцветные листья в своей одежде, радуется, благодарит ребят за помощь.
Музыкальный руководитель: Доволен старичок Листовичок, ребята. Он улыбается! Почему? Как вы думаете? Как мы помогли ему? (ответы детей)
Какие же мы молодцы – помогли старичку Листовичку вернуть цветные листочки, вспомнили все хорошее, что нам приносит осень.
Старичок Листовичок: На память о встрече, ребята, я подарю вам белые листочки и прошу раскрасить их в группе и подарить моему младшему брату, который живет у ребят младшей группы, чтобы и он радовался осени и напомнил малышам о том, что осень может быть красивой, цветной, веселой, радостной. До свидания.