Тип урока: комбинированный.
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология групповой деятельности.
Методы: стимулирование мотивации, словесный, наглядный.
Цель урока: Формирование коммуникативной компетентности и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, общение в паре.
Задачи урока:
– обеспечить усвоение редко употребляемых слов (на материале сказки) и
внедрение их в активную лексику ребенка;
– продолжить формирование понятия об авторской и народной сказке (в сравнении) и
навыка работы с текстом произведения;
– развивать речевую культуру и эрудицию учащихся;
– содействовать эстетическому воспитанию учащихся, развивать интерес к русской
литературе, музыке, художественному искусству;
– расширять читательский опыт детей через самостоятельное, выборочное чтение,
анализ произведения.
Оборудование: учебник, тетрадь “Литературное чтение”, “Толковый словарь” С.Ожегова, самодельный словарик редко употребляемых слов, аудиозапись оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
1) Фронтальная работа.
–
С каким произведением мы работали на предыдущих уроках?
– Какие различные творческие задания вы выполняли? (Краткий пересказ по
картинному плану в тетради; составляли свою сказку о Снегурочке; иллюстрировали
сказку.)
2) Выставка художественного творчества.
– Посмотрите, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке
Владимира Даля “Девочка Снегурочка”. Каждый внес в рисунок что-то своё
интересное, необычное.
– Поистине, страна сказок необъятна и каждый из вас может стать её неповторимым
участником.
III. Изучение нового материала.
1) Беседа по вопросам учителя.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Послушайте его начало и определите жанр этого произведения: “Жили-были на свете дед и баба”.
Презентация. Слайд 1
2) Работа с учебником (с.149).
– Откройте учебник на с.149. Прочитайте заголовок сказки.
– Кто является создателем этого произведения?
а) Первичное чтение.
– А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения. Ваша задача внимательно следить за чтением и по ходу чтения определить, подчеркивая простым карандашом, редко употребляемые слова, чтобы определить их лексическое значение и записать в ваш словарик, т.к в учебнике к этой сказке такого словарика нет.
3) Словарная работа.
– Какие слова вам встретились впервые или редко употребляются в речи?
Слайд 2
Горевали, бровки вывели, сапожки сафьяновые, лента атласная, миновала, рады-радёшеньки, матушка, нездоровится, ступай, студеного ручейка, собралась с духом.
Толкование слов и словосочетаний записываются в словарик.
Физкультминутка
4) Работа с наглядным материалом.
– С каким произведением мы работаем?
– Образ Снегурочки творчески вдохновлял писателей, поэтов, композиторов,
художников. Вот как изобразил Снегурочку известный русский художник 19 века В.М.
Васнецов.
Слайд 3
Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблёскивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая. Полотно художника находится в Третьяковской галерее в Санкт-Петербурге.
Слайд 4
Слайд 5
5) Слушание Фрагмента из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”.
– А великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал
оперу “Снегурочка”. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года на сцене
Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
– Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте, что вы в 19 веке и послушайте
фрагмент из оперы “Снегурочка”. Попробуйте представить себе, какая она – главная
героиня сказки и оперы.
6) Работа в парах (тетрадь № 4 с.66).
– Запишите, какая она – Снегурочка?
7) Фронтальная работа.
– Почитайте записанные определения.
IV. Закрепление.
1) Повторное чтение “по цепочке” 1-й и 2-й части.
а) Беседа по прочитанному
– Прочитайте зачин сказки.
– О чём горевали дед и баба?
– Что же они решили сделать?
б) Выборочное чтение.
– Как ожила Снегурочка, прочитайте.
в) Составление плана
– Какая главная мысль 1-й части? Как её можно озаглавить? (Дед и баба слепили Снегурочку.)
Слайд 6
– Как росла Снегурочка, прочитайте.
– Какое время года наступило? Какие изменения происходят в природе?
– Какой стала Снегурочка с приходом весны?
– Как озаглавим 2-ю часть? (Пришла весна.)
2) Повторное чтение “про себя”3-й части.
а) Выборочное чтение.
– Рассмотрите иллюстрацию (с.152) к этой части. Найдите и прочитайте отрывок,
который к ней подходит.
– Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? Может ли она опять появиться на
земле?
(Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)
– Подберите заголовок к 3-й части. (Растаяла Снегурочка.)
– Прочитайте получившийся план к сказке. Он поможет вам при выполнении домашнего
задания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С каким произведением мы познакомились?
– Какая это сказка? (Литературная или народная.)
Слайд 7
– Свои впечатления об уроке выскажите продолжив предложения.
VI. Задание на дом.
Пересказ сказки по плану, используя слова из составленного словаря. (С.149–152.)