Литературное чтение. Русская народная сказка "Снегурочка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный.

Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология групповой деятельности.

Методы: стимулирование мотивации, словесный, наглядный.

Цель урока: Формирование коммуникативной компетентности и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, общение в паре.

Задачи урока:

– обеспечить усвоение редко употребляемых слов (на материале сказки) и внедрение их в активную лексику ребенка;
– продолжить формирование понятия об авторской и народной сказке (в сравнении) и навыка работы с текстом произведения;
– развивать речевую культуру и эрудицию учащихся;
– содействовать эстетическому воспитанию учащихся, развивать интерес к русской литературе, музыке, художественному искусству;
– расширять читательский опыт детей через самостоятельное, выборочное чтение, анализ произведения.

Оборудование: учебник, тетрадь “Литературное чтение”, “Толковый словарь” С.Ожегова, самодельный словарик редко употребляемых слов, аудиозапись оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальная работа.

С каким произведением мы работали на предыдущих уроках?
Какие различные творческие задания вы выполняли? (Краткий пересказ по картинному плану в тетради; составляли свою сказку о Снегурочке; иллюстрировали сказку.)

2) Выставка художественного творчества.

– Посмотрите, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке Владимира Даля “Девочка Снегурочка”. Каждый внес в рисунок что-то своё интересное, необычное.
– Поистине, страна сказок необъятна и каждый из вас может стать её неповторимым участником.

III. Изучение нового материала.

1) Беседа по вопросам учителя.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Послушайте его начало и определите жанр этого произведения: “Жили-были на свете дед и баба”.

Презентация. Слайд 1

2) Работа с учебником (с.149).

– Откройте учебник на с.149. Прочитайте заголовок сказки.
– Кто является создателем этого произведения?

а) Первичное чтение.

– А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения. Ваша задача внимательно следить за чтением и по ходу чтения определить, подчеркивая простым карандашом, редко употребляемые слова, чтобы определить их лексическое значение и записать в ваш словарик, т.к в учебнике к этой сказке такого словарика нет.

3) Словарная работа.

– Какие слова вам встретились впервые или редко употребляются в речи?

Слайд 2

Горевали, бровки вывели, сапожки сафьяновые, лента атласная, миновала, рады-радёшеньки, матушка, нездоровится, ступай, студеного ручейка, собралась с духом.

Толкование слов и словосочетаний записываются в словарик.

Физкультминутка

4) Работа с наглядным материалом.

– С каким произведением мы работаем?
– Образ Снегурочки творчески вдохновлял писателей, поэтов, композиторов, художников. Вот как изобразил Снегурочку известный русский художник 19 века В.М. Васнецов.

Слайд 3

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблёскивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая. Полотно художника находится в Третьяковской галерее в Санкт-Петербурге.

Слайд 4

Слайд 5

5) Слушание Фрагмента из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”.

– А великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу “Снегурочка”. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
– Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте, что вы в 19 веке и послушайте фрагмент из оперы “Снегурочка”. Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки и оперы.

6) Работа в парах (тетрадь № 4 с.66).

– Запишите, какая она – Снегурочка?

7) Фронтальная работа.

– Почитайте записанные определения.

IV. Закрепление.

1) Повторное чтение “по цепочке” 1-й и 2-й части.

а) Беседа по прочитанному

– Прочитайте зачин сказки.
– О чём горевали дед и баба?
– Что же они решили сделать?

б) Выборочное чтение.

– Как ожила Снегурочка, прочитайте.

в) Составление плана

– Какая главная мысль 1-й части? Как её можно озаглавить? (Дед и баба слепили Снегурочку.)

Слайд 6

– Как росла Снегурочка, прочитайте.
– Какое время года наступило? Какие изменения происходят в природе?
– Какой стала Снегурочка с приходом весны?
– Как озаглавим 2-ю часть? (Пришла весна.)

2) Повторное чтение “про себя”3-й части.

а) Выборочное чтение.

– Рассмотрите иллюстрацию (с.152) к этой части. Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.
– Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? Может ли она опять появиться на земле?

(Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

– Подберите заголовок к 3-й части. (Растаяла Снегурочка.)
– Прочитайте получившийся план к сказке. Он поможет вам при выполнении домашнего задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

– С каким произведением мы познакомились?
– Какая это сказка? (Литературная или народная.)

Слайд 7

– Свои впечатления об уроке выскажите продолжив предложения.

VI. Задание на дом.

Пересказ сказки по плану, используя слова из составленного словаря. (С.149–152.)