Развитие мелкой моторики дошкольников нетрадиционными приемами

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии ребенка. Внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь – все они напрямую связаны с мелкой моторикой рук. Развитие этих навыков в дальнейшем скажется на жизни ребенка в целом.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, я использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, разработанные мною самостоятельно.

Традиционные и нетрадиционные игры и упражнения подобрались таким образом, чтобы они взаимодополняли друг друга и могли быть реализованы в разных видах детской деятельности, в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей. Нетрадиционные приёмы позволили разнообразить детскую деятельность, вызвать у детей стойкий интерес к предлагаемым упражнениям.

При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:
– многофункциональность;
– экономическая выгода;
– общедоступность.

Кроме того, по сравнению с традиционными приёмами, нетрадиционные – в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

Сначала дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей.

Для этого я использовала игры с кусочками поролона, игрушками из гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке, упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажеры с прищепками; тренажеры на прокатывание.

При работе с прищепками детям предлагается подобрать (прицепить к основе) лучики для солнышка, иголочки для елки, ёжика, плавники для рыбки (прищепки нужного цвета) и т.п.

Упражнение с бельевой прищепкой.

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Упражнение с бельевыми прищепками.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке:

“Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку”.

Упражнение с круглой щёткой для волос.

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

“У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник”.

Упражнение с подносом.

Берём яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем позволим малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).

Упражнение с пуговицами.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.

Когда движения кисти стали уверенными, точными, можно переходить к следующему этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец). Отрабатывается согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, (“Спрячь руки!”, “Найди игрушку!”); пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия “Сортировщик”; тренажеров с пробками; сюжетно-ролевых игр; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.

Используя интерес малышей к играм с водой, проводятся такие упражнения: “Вылови из воды” (ребенку предлагается выловить ситом игрушку, которая плавает), “Не пролей” (переливание воды), “Что на дне?” (предлагается найти на дне камешки и другие тонущие предметы) и т.п.

Таким образом, происходит активная тренировка пальцев, которая необходима для следующей игры “Зеркально-песочное царство”. В этой игре используется не только песок, но и муку, соль, особенно для отображения зимних историй. Для игры берётся коробка, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука. Дети пальчиком водят по муке, рассыпанной на зеркале. При этом они видят в зеркале своё отражение, что очень радует их. Использование этого приёма способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания.

Для совершенствования тонких движений кисти, используем пособие “Сортировщик”. С ним проводится несколько вариантов упражнений: разложить пальчиками бусины в ячейки палитры; рассортировать мелкие фрукты-овощи по контейнерам нужного цвета (“Собери урожай”); разложить щипцами для сахара цветные предметы (ракушки, камешки, бусины) в банки нужного цвета; перебрать пуговицы, отбирая нужные по цвету или размеру и т.п.

Ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбираются таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Также в работе по развитию мелкой моторики используются и сенсорные тренажеры с пробками, предложенные Е.В.Полозовой. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Работа с такими тренажёрами включается в игровую деятельность.

Вначале используются тренажеры с малым количеством пробок. При овладении моторными навыками количество пробок увеличивается. Тренажеры применяются на занятиях по продуктивной деятельности, развитию речи, широко используются в самостоятельной деятельности детей. Играя с тренажерами, малыши проявляют эмоциональность и отзывчивость.

Благодаря развивающим тренажерам, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно-образное мышление. С помощью тренажеров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, педагогу удаётся подвести детей к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособиям.

Для развития соотносящих действий дети совмещают предметы и их части, совершенствуя ловкость рук. Предлагаем детям собирать разборные игрушки (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.), играть с тренажерами из пуговиц, пробок, прищепок, выполнять упражнения в пальчиковом бассейне, с пластилиновой доской, нанизать бусины.

Когда ребёнок научился легко совмещать предметы и их части, движения рук стали скоординированными, переходим к развитие подражательных движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.

Учитываем поставленную задачу на развитие умения складывать пальцы для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом; совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по подражанию; умения хватать щепотью; умения выполнять действия, способствующие развитию навыков самообслуживания (расстегивать и пытаться застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстегивать и застегивать “молнию”).

Для достижения этих целей проводятся игры с шариками, тренажерами и сюжетными модулями на разные виды застежек, игры с песком и водой, массаж с помощью бытовых предметов и природного материала. Отработка подражательных движений рук проводилась в продуктивной, трудовой деятельности, в процессе самообслуживания.

Организуя деятельность детей на прогулке, предлагаю выполнять действий с палочками, цветными льдинками, снегом – упражнения “Снежная фантазия” (выкладывание снежинок из палочек), “Ледяной узор” (из цветных льдинок на снежных постройках), “Отпечатки на снегу” (рисование палочкой на снегу), “Игры со снегом” (лепка снежков, метание в цель, изготовление построек из снега).

Зная, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать и т.д.), предлагаю сначала обучение с простых упражнений: развязать, расстегнуть, отлепить и т.п. Для выполнения таких упражнений используем сюжетный тренажер – рамку с различными видами застежек, включёнными в единый сюжет. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Тренажёр – рамка перенесена в новую плоскость – вертикальную, что гораздо ближе к реальности. При этом рамка оказывается на виду и не занимает отдельного места, наоборот, вносит дополнительный декоративный штрих в оформлении группы.

В своей работе учитываю гендерный подход. Если тренажёр – рамка с застёжками больше привлекает девочек, то для мальчиков был изготовлен специальный тренажёр с замками, который обыгрывается сказочными сюжетами. Например: освободить медвежонка из чулана Бабы Яги, но для этого нужно выполнить все задания на тренажёре (справиться со щеколдой, дверной цепочкой, дверным крючком и, наконец, самостоятельно с помощью ключа открыть замок.)

Многие задачи решаются с помощью пособия “Пальчиковый бассейн”. В зависимости от наполнения развивается не только мелкая моторика, но и память, внимание, сообразительность, усваивать знания о цвете, геометрических фигурах и т.д.

Далее, развиваем тактильные ощущения пальцев рук с помощью игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр; упражнений в пальчиковом бассейне; игр с песком и водой в ходе, игр – занятий, продуктивной деятельности и самообслуживания.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений использую специальное пособие – “каталог” тканей. Ткани подбираются различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, марлёвка, букле и т.д.). Ребёнку предлагается ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани, отвечая на наводящие вопросы: “Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?” В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами.

Определив на ощупь разные виды тканей, дети характеризуют свои ощущения и соотносят образце тканей с предметам. Использует и приём, развивающий тонкую чувствительность пальцев – предлагаем детям найти “закатанные” в тесто горох, рис, пшено (игра “Найдём корм для птичек”). Найденные в тесте зёрна дети, проявляя заботу о птицах, выкладывают в кормушки.

На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти. Так как многим детям ещё трудно лепить из пластилина, предлагала детям лепить из соленого теста. При работе с солёным тестом у детей развивается умение захватывать кусок теста, мять его, что способствует развитию навыков обследования (тесто мягкое, его можно мять, растягивать). Учу детей ощупывать тесто, мять его, делать надавливающие движения всеми пальцами по очереди и одновременно. Во второй младшей и средней группах усложняем задание, предлагая детям придать пирожкам необычную форму, украсить их природным материалом или декоративными элементами, самостоятельно вылепленными из теста.

На занятиях использую такие упражнения с речевым сопровождением как рифмованные подсказки к заданным движениям, которые слышит ребенок и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Физкультминутка “Весна пришла!”:

Улыбаются все люди (Идут по кругу.)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду. (Поднимают руки над головой, ритмично хлопают в ладоши.)
Красна, красна, красна!
По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться (Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно (Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой (Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи повсюду (Делают из пальцев “бутон”.)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит (Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон! (Хлопают в ладоши.)

Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развить разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.

Одним из обязательных условий развития мелкой моторики дошкольников посредством использования нетрадиционных приемов является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения.

Взаимодействие с родителями осуществляется через традиционные формы: родительские собрания, консультации, а так же совместное творчество детей и родителей повысило ответственность родителей за развитие у детей мелкой моторики. Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.