Цель. Расширять музыкальный кругозор: формировать представления дошкольников о различных профессиях в музыкальной среде (певец, исполнитель-инструменталист, дирижёр, композитор, учитель музыки).
Задачи:
- Развивать память, творческое воображение, выразительность и эмоциональность исполнения знакомых песен.
- Расширять словарный запас.
- Воспитывать культуру слушателя.
- Вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.
Материалы, оборудование к занятию: мультимедиа проектор, презентация, детские шумовые инструменты по количеству детей, музыка для игр, картинки-раскраски с изображением людей музыкальных профессий на каждого ребёнка.
Ход мероприятия
(2 слайд)
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я расскажу вам о музыкантах. О людях, которые занимаются музыкой профессионально. Для них музыка - это профессия.
(3 слайд)
Музыкант - это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте. В музыкальной среде есть несколько профессий.
(4 слайд)
Например, профессия – вокалист. Это сольный певец или артист хора.
Музыкальный инструмент вокалиста (певца) - это его голос. Певец (певица) - это тот, кто поёт. Он занимается пением песен, арий, романсов, хоров.
(5 слайд)
Послушайте певца Трубадура из любимого всеми м/ф «По следам Бременских музыкантов» (песня Трубадура «Луч солнца золотого»).
Певцы специализируются в определённом музыкальном жанре, например, может быть оперный певец, рок-певец. В церкви певца называют певчий, на эстраде - эстрадный певец.
(6 слайд)
Как вы думаете, в каком жанре поют эти певцы? (Фрагмент м/ф «По следам Бременских музыкантов»: песня «Мы к вам приехали на час»).
(7 слайд)
Музыкальный руководитель: Певец в хоре – называется хорист или артист хора.
(8 слайд)
Послушайте в исполнении хора песню «Ой, ты травушка-муравушка» (Фрагмент м/ф «Пиф-паф, ой-ой-ой»).
Музыкальный руководитель предлагает детям представить себя артистами хора и исполнить любимую песню (по выбору детей).
Дети исполняют любую известную им песню
(9-13 слайды)
Музыкальный руководитель: Следующая профессия в музыкальной среде – инструменталист (в академической музыке обычно называется исполнителем), например, пианист, саксофонист, барабанщик, гитарист, скрипач и т.д. Название зависит от инструмента, на котором играет музыкант.
(14 слайд)
Послушайте исполнение скрипача (фрагмент м/ф «Первая скрипка»).
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть на разных музыкальных инструментах.
Проводится игра-имитация «Музыканты»
(Под звучание весёлой музыки дети, по показу педагога или ведущего-ребёнка, имитируют игру на пианино, скрипке, баяне, трубе, барабане, гитаре)
(15 слайд)
Музыкальный руководитель: есть в музыкальной среде интересная профессия - композитор. Это автор или «сочинитель» музыки.
(16 слайд)
Он записывает музыку при помощи специальных знаков - нот. Чтобы музыканты могли прочитать её и спеть или сыграть на своём музыкальном инструменте.
(17-19 слайды)
Вспомним знакомых нам композиторов (по ходу воспроизведения слайдов дети называют композитора, педагог помогает).
(20 слайд)
Посмотрите фрагмент м/ф «Рекс композитор».
(21 слайд)
Следующая профессия - дирижёр. Это руководитель оркестра или хора. Слово дирижёр сродни слову директор. А директор - это руководитель. Музыканты своего руководителя - дирижёра - безоговорочно слушаются.
(22 слайд)
Посмотрите, вот дирижёр хора или хормейстер. Хор своему дирижёру прямо в рот смотрит. Потому что хормейстер губами обычно показывает, как надо петь.
(23 слайд)
А это дирижёр оркестра. У него в руках маленькая изящная палочка. Музыканты под управлением дирижёра играют слаженно и вдохновенно.
(24 слайд)
Кто командует парадом музыкальных инструментов в оркестре? Кто соединяет в единое целое голоса в хоре? Кто он, человек стоящий на концерте спиной к нам, слушателям, и подающий какие-то таинственные знаки музыкантам?
Дети (отвечают хором): Дирижёр.
(25 слайд)
Посмотрите фрагмент м/ф «Том дирижёр» (из серии «Том и Джери»).
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в оркестр (дети выбирают шумовые инструменты).
Проводится игра «Оркестр»
(Под любую весёлую музыку дети импровизируют игру на шумовых инструментах, слушая команды дирижёра - ребёнка или педагога)
(26 слайд)
Есть ещё одна замечательная профессия в музыкальной среде - учитель музыки. Это человек, который обучает детей слушать, понимать, любить и исполнять музыку. Посмотрите, как светлячок учился играть на скрипке.
(27 слайд)
А вот история, как светлячок учился играть на скрипке (фрагмент м/ф «Первая скрипка»).
(28 слайд)
Музыкальный руководитель: ребята, давайте повторим, какие профессии бывают в музыкальной среде (задаёт детям вопросы-загадки о музыкальных профессиях и открывает картинку-отгадку на экране)
Загадки:
- Он пишет музыку для нас, мелодии играет,
Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор) - Тонкой палочкой взмахнет - хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (Дирижёр, хормейстер)
Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! (Дирижёр) - Для этого музыканта музыкальным инструментом является его голос (Певец)
- Музыканта, играющего на скрипке называют … ? (Скрипач)
- Человек этой профессии учит детей слушать, понимать, исполнять музыку (Учитель музыки)
Молодцы! Наше знакомство с музыкальными профессиями подошло к концу. До новых встреч в музыкальной гостиной!
Музыкальный руководитель предлагает детям картинки-раскраски с изображением музыкантов. Дети раскрашивают картинки в свободной деятельности.
Список литературы:
- Леонтьева Е.А. Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/statya-dlya-roditelei
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. - СПб: Советский композитор, 1991. - 120 с.