Тип урока: освоение нового материала
Цель: сформировать представление обучающихся о приемах создания текстовых документов с использованием сканера и программ OCR.
Задачи:
- формировать умения и навыки приемов создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения (ABBYY FineReader);
- развивать навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией, познавательный интерес;
- воспитывать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией; интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – навыки работы с программами оптического распознавания документов;
- метапредметные – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией;
- личностные – понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией.
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Проверка д/з (тестирование) с помощью программы КТС Net 2 (4 мин.)
- Актуализация (5 мин.)
- Изучение нового материала (10 мин.)
- Физ. минутка (гимнастика для глаз) (3 мин.)
- Практическая работа (12 мин.)
- Подведение итогов урока (4 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/з
тест текстовый редактор Приложение 1 (программа КТС Net2.2) или Приложение 4
3. Актуализация (проблемная ситуация)
Презентация (слайд1):
- Из устройств, представленных на слайде, укажите устройства ввода информации (клавиатура, мышь, микрофон, сканер).
- Для каждого устройства назовите вид вводимой информации.
- Какое из устройств позволяет ввести текст в память компьютера? (клавиатура).
Навык квалифицированного клавиатурного письма сегодня считается социальным, общекультурным. Он важен в учебной деятельности и в повседневной жизни. Презентация (слайд 2): - Очень часто возникает необходимость ввести в компьютер несколько страниц из книги, статью из журнала и т.д. Например, вам необходимо подготовить сообщение о животных Волгоградской области, занесенных в Красную книгу (учитель демонстрирует Красную книгу Волгоградской области).
- Как вы поступите? (ответы учеников – затратить определенное время и просто набрать этот текст с помощью клавиатуры; сделать ксерокопию страниц).
- Но чем больше исходный текст, тем больше времени будет затрачено на его ввод в память компьютера.
- С помощью, каких устройств мы можем получить копию страницы из книги или журнала? (сканер, фотоаппарат, камера мобильного телефона)
- В каком формате в этом случае мы получаем файл-копию (с помощью сканера можно получить изображение-картинку страницы текста, т.е. графический файл)
- Текст можно будет читать, распечатывать, но нельзя будет его редактировать и форматировать. Поэтому для получения документа в формате текстового файла необходимо применить специальные программы, способные перевести изображение в подходящий для редактирования формат. Презентация (слайд3):
Такие программы называют OCR (это сокращение слов optical character recognition, "оптическое распознавание символов").
4. Изучение нового материала
Презентация (слайд4):
– А теперь давайте сформулируем тему нашего урока, подсказкой будет ребус:
Тема урока: «Программы оптического распознавания символов»
Презентация (слайд5):
Ребята, давайте поставим цели урока, продолжив предложение:
Узнать (что?): как создать текстовый документ с использованием сканера и программ оптического распознавания символов
Научиться (чему?): получать изображение страницы текста с помощью сканера, проводить распознавание текста
Получить практические навыки работы с (какой программой?)
Презентация (слайд 6):
Давайте с вами узнаем, какие программы OCR существуют?
Наиболее распространенной программой оптического распознавания символов является ABBYY FineReader.
Презентация (слайд 7):
Упрощенно работу с программой распознавания символов можно представить так:
- Бумажный носитель помещается под крышку сканера.
- В программе отдается команда – создаётся цифровая копия исходного документа в формате графического файла (изображение).
Замечание: так как цифровую копию документа можно получить, используя цифровой фотоаппарат или камеру мобильного телефона, то в программе можно файл изображение - В программе отдается команда .
- Распознанный текст переносится в окно текстового редактора (например, Microsoft Word), для этого отдается команда :
Презентация (слайд8):
так как файл изображение можно либо получить с помощью сканера, либо открыть, то работа с программой ABBYY FineReader может начаться либо с команды сканировать либо с команды открыть
Далее учитель демонстрирует этапы работы с программой ABBYY FineReader (непосредственно в программе ABBYY FineReader или с помощью Презентации слайд9).
На этапе распознавания учитель дает пояснения:
Сначала программа анализирует структуру документа, выделяя на его страницах блоки текста, таблицы, картинки.
Блоки - это заключенные в рамку участки изображения. Блоки выделяют для того, чтобы указать системе, какие участки, отсканированной страницы, надо распознавать и в каком порядке. Также по ним воспроизводится исходное оформление страницы. Блоки разных типов имеют различные цвета рамок.
Блоки текста, таблицы разбиваются на строки. Строки разбиваются на слова, а слова – на отдельные буквы. После этого программа сравнивает найденные символы с шаблонными изображениями букв и цифр, хранящимися в её памяти. В программу встроены словари, обеспечивающие более точный анализ и распознавание, а также проверку распознанного текста.
Первичное закрепление (практическая работа) Приложение 2
Теперь потренируемся работать с программой ABBYY FineReader.
Будем использовать упрощенную версию программы, поставляемую со сканером.
5. Физ. минутка (гимнастика для глаз) (3 мин)
комплекс упражнений гимнастики глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 раза.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 раза.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 раза.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 раза.
- В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
6. Закрепление изученного материала (практическая работа) Приложение 3
Практическая работа: Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
Цель:
ознакомление с программой оптического распознавания текстов ABBYY Finereader 6.
Задание №1 «Сканирование и распознавание двух страниц любой книги средствами программы ABBYY Finereader»
Задание №2 «Распознавание уже имеющихся файлов или изображений в текстовый документ Word»
Каждый ученик получает ксерокопию страницы из Красной книги Волгоградской области
По окончании работы через проектор демонстрируется результат работы отдельных учеников, заслушиваются сообщения ребят о интересных фактах, которые они узнали из Красной книги.
7. Подведение итогов урока
Презентация (слайд10):
Вопросы:
- Зачем нужны программы распознавания символов? (для создания текстового документа)
- Какие программы распознания текста вы знаете? (ABBYY FineReader)
- Перечислите этапы работы с программой распознавание текста? (учебник стр. 171)
Где в практической деятельности применяются технологии оптического распознавания символов? (при проведении переписей населения, ЕГЭ, создание электронных библиотек, оцифровка ценных и редких книг и т.д.). Презентация (слайд11)
Презентация (слайд12):
Оцените символом + с каким настроением вы уходите с урока:
Лист самооценки
8. Домашнее задание
стр. 170-170, вопросы 1-3 стр. 173