Для обучающихся 3-4х классов.
Объединение усилий психолога и логопеда в работе с учащимися начальных классов, у которых имеются специфические нарушения речи, позволяет успешнее решать коррекционные задачи и психологические проблемы, возникающие у детей на фоне речевой патологии.
Интегрированное занятие проводилось педагогом-психологом и учителем-логопедом школы в дни родительских собраний. В занятии участвовали ученики 3-4 классов и их родители.
Логопедическая тема: «Дифференциация звуков и букв О и У в словах словосочетаниях и предложениях».
Лексическая тема: «Море. Морские обитатели».
Грамматическая тема: «Словообразование имен прилагательных от имён существительных».
Задачи:
- развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками о и у;
- упражнение в определении ударных гласных звуков;
- обогащение и активизация словаря по теме «Море»,
- упражнение в согласовании имен существительных и прилагательных во множественном числе и в роде;
- упражнение в образовании имен прилагательных от имён существительных;
- активизация зрительного и слухового восприятия и внимания,
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности,
- привитие навыков самостоятельной деятельности на уроке, интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
- Книги о морских приключениях;
- предметные картинки;
- карточки с заданиями;
- карточки со словами сложной слоговой структуры;
- речевой материал (загадки, стихи, скороговорка, рассказ учителя, зашифрованная пословица, ключ к шифровке);
- аудиозапись «Шум моря»;
- мультимедийная установка, презентация «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА МОРСКОМ ДНЕ».
Ход занятия
1.Организационный момент. (Приветствие, посадка).
Звучит мелодия.
- Куда она нас приглашает? (В сказку?)
2. Отгадайте загадку:
Шириною широкое,
Глубиною глубокое,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна:
И горька и солона. (Море)
Картинка «Море».(1 слайд)
- Назовите ударный гласный звук в слове.
- Сколько слогов в этом слове?
- Море какое? (Соленое, бурное, огромное, бушующее, синее, холодное).
3 - Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно приготовиться. Что нам понадобится?
- Игра по аналогии игре «Снежный ком». Предложить ребёнку назвать предмет необходимый в путешествии, следующий повторяет и добавляет название другого предмета и т.д.
4. В каких литературных произведениях герои оказываются у моря?
(выбрать из списка на карточке)
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Конёк-Горбунок», «20 тысяч лье под водой», «Робинзон Крузо», «Синдбад-мореход», «Питер Пен», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Максимка», «Акула», «Приключения Одиссея», «Садко», «Аленький цветочек», «Солёный пёс», «Голубой щенок»)
Выставка книг.
5 - Назовите антоним к слову «море». (Суша).
(Слайд № 2)
- Назовите ударный гласный звук в слове.
- Который он по счёту в слове?
- Назовите соседей этого звука.
6. Представьте себе, что мы оказались на берегу моря.
Сядьте удобно, прикройте глаза и слушайте, что я буду говорить. Какие звуки были ударными в названиях картинок на слайдах? Вы должны запомнить и назвать слова, в которых нет звуков «о» и «у».
- Звучит аудиозапись. «Шум прибоя».
«Берег моря, шум прибоя, кружит чайка, вот дельфин, мелькнул
плавник акулы, далеко в море пароход.
- Какие это были слова?
Проверим себя. (Слайд № 3) – Берег, чайка, дельфин, плавник.
7. Наше путешествие по сказке продолжается.
Долго ли, коротко ли шли мы по берегу моря, смотрим – лежит бутылка. Верно, волна её выплеснула…
- А как же её открыть? (Дети предлагают варианты).
Разгадаем шифровку, в ней спрятана волшебная фраза.
20.29. 35 2.21.20.29.13.16.25.12.1. 35 15.6. 2.16.11.19.33. 35
17.16.19.12.16.18.6.6. 15.1.14. 16.20.12.18.16.11.19.33. 34
ТЫ, БУТЫЛОЧКА, НЕ БОЙСЯ,
ПОСКОРЕЕ НАМ ОТКРОЙСЯ. (Ключ к шифровке).
Слайд № 4. Хоровое чтение фразы.
8. ТЕКСТ РАЗМЫТЫЙ. На слайде № 5.
Море очень любит свой ударный гласный. Смыло оно эту букву во всех словах, помогите прочитать письмо.
Д.лг. я жил на п.дв.дн.й л.дке, мн.г. интересн.г. видел. Я .писал св.и .ткрытия, к.т.рыми х.тел п.делиться с людьми. Я спрятал их в сундук и .пустил ег. на дн. м.рск.е. .тыщите ег. и вы узнаете мн.г. тайн, к.т.рые рассказал. мне м.ре. Капитан Нем. .
Долго я жил на подводной лодке, много интересного видел. Я описал свои открытия, которыми хотел поделиться с людьми. Я спрятал их в сундук и опустил его на дно морское. Отыщите его и вы узнаете много тайн, которые рассказало мне море. Капитан Немо. Слайд № 6.
9. Что было в этом сундуке - никто не знает.
А интересно! Наверно, там были сокровища!
- Кто нам может помочь в поисках сундука?
- Кого мы позовём на помощь?
–ГРОМКО ЗОВЁМ («Водолаз» - слайд № 7).
- Сколько слогов в этом слове?
- Водолаз какой? (Смелый, мужественный, умный, сильный, ловкий, отважный).
- Как водолаза можно назвать по-другому?
Аквалангист, ныряльщик, пловец, дайвер – появляются слова на слайде №8.
Мы сможем помочь водолазу достать сундук, если отправимся с ним в волшебное путешествие.
10. - Разыгралась на море БУРЯ.
- Буря какая? (Сильная, грозная, черная, морская, страшная, грозовая).
Да так разыгралась, что буквы в пословице перепутались. Прочитайте сначала большие буквы, а потом маленькие. Запишите пословицу.
Увидал бурю, не пускайся в море.
11. - Идут волны одна за другой (Слайд № 9).
Произнесение скороговорки с одновременным выполнением пальчиковых упражнений. Скороговорка появляется на слайде.
Волны догонят волну,
Уходят потом в глубину.
12. Пока мы с вами не назовем 9 слов прилагательных к слову волны, море не успокоится. (Спокойные, красивые, высокие, плавные, громадные, удивительные, страшные, шумные, бурные). Можно использовать подсказки существительные или жесты. (Спокойствие, красота, высота, плавность, громада, удивление, страх, шум, буря).
Слайд № 10
- Спокойствие – Спокойные
- Красота – Красивые
- Высота – Высокие
- Плавность – Плавные
- Громада – Громадные
- Удивление – Удивительные
- Страх – Страшные
- Шум – Шумные
- Буря – Бурные
13. Физминутка:
Вот какое море-
Без конца и края,
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердится-
Станет видно,
Кто же в глубине таится.
И вот мы с вами оказались на морском дне.
Какой великолепный сказочный мир нас окружает!!!
14. Картинки:
Рыба-бабочка - Слайд № 11. Прочитайте наоборот.
На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут удивительные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как бабочки. Так их и называют—рыбы-бабочки. Они „разрисованы" такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки теряется из глаз.
Рыбы-бабочки необычайно вёрткие и подвижные существа.
Рыба-петух - Слайд № 12. Рассыпались буквы.
Морской петух и вправду на петуха похож — весь пёстрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. „Разговор" морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.
Рыба-попугай - Слайд №13. По слогам.
За яркую расцветку и „птичий" рот рыбку прозвали попугаем. Крепкими, сросшимися, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самое удивительное происходит ночью: рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.
Рыба-белка - Слайд №15. Убрать первую и последнюю буквы.
Красные, полосатые, с огромными глазами мелькают рыбы-белки. Но что за странность: некоторые из них плавают на боку, а другие вообще „вверх ногами". Возможно, так рыбки держатся для того, чтоб их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.
Морской конёк- Слайд №16. Слова 1 - сверху вниз и 2- снизу вверх.
Морские коньки в водорослях притаились. И они цвет свой меняют, чтоб от растений не отличаться. Коньки, будто кенгуру, своих детей в сумке на животе носят. Когда всё спокойно, мальки выплывают погулять.
Рыба-собачка - Слайд № 17 – Мелькают слоги.
За коралловым кустом притаилась причудливая рыба-собачка. Ты узнаешь её по рожкам на голове. Живёт морская собачка у берегов среди скал и камней.
Рыба-зебра - Слайд № 18– Прочитать буквы красного цвета. РЗАЛЕТЬБМДРОТАСТ
Осторожно! Это рыба-зебра! Её нельзя трогать — в ярком плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом. Целыми днями стоит она среди кораллов, подстерегая мелкую рыбёшку.
15. Гимнастика для глаз. «Чайки летают над морем».
Слайд № 19.
16.- Следующая группа картинок сопровождается выставлением картинок
со словами. Слайд № 20 (осьминог, хвостокол, скумбрия, устрица, жемчужница).
Осьминог, хвостокол, скумбрия, устрица, жемчужница. Прочитаем эти слова по слогам и попытаемся найти в них короткие слова, запишем их.
Слайд №21 – Проверим себя.
Ось, хвост, сто, кол, ум, ус, три, уж.
17. Речь с движением:
Раз, два — острова,
Три, четыре — мы приплыли,
Пять, шесть — сходим здесь,
Семь, восемь — мы в пути,
Девять, десять — мы пришли.
18. Конкурс знатоков «Кого мы встретили на морском дне!»
СЛАЙД для конкурса
Рыба-ёж. В спокойном состоянии — рыба как рыба. Но стоит появиться хищнику, и невзрачная рыбёшка, заглатывая воду, раздувается большими, ощетинившимися иголками.
19. Заключительная часть.
Слайд 25. Открытый сундук.
- Вы выполнили все задания, сундучок вернулся на место.
- Сундук какой? (Большой, дубовый, кованный, золотой, серебряный).
- Возможно, в нём находятся предметы, в названиях которых звуки О и У являются ударными? Попробуйте угадать их!
Слова: бусы, золото, корона, кубок, жемчужина, кольца, серебро, брошка, трубка, кружево, изумруд, лупа.
- А в сундуке капитан Немо приготовил для вас подарки. Вы молодцы!
- Оценка деятельности детей, вручение призов.
Награждение «золотыми монетками».
СВИТКИ – ДИПЛОМЫ КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ «ЗНАТОК МОРЕЙ И ОКЕАНОВ».
Литература:
- О.Ю.Машталь «Лучшие методики развития внимания», СПб, «Наука и техника», 2011г.
- Е.А.Соловьёва «Коралловый риф», Л., «Художник РСФСР», 1988г.
- И.С.Лопухина «Логопедия. Речь, ритм, движение». «Корона-Принт», 2012.
- info@f-family.ru.
- images.yandex.ru›морские обитатели картинки для детей.
- mp3-pesnja.com›…морской прибой+чайки дыхание_моря…