Цель урока: Выяснить происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объяснить значение современных рептилий. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.
|
Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. |
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
Решаемые учебные проблемы |
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Стегоцефалы, древние пресмыкающиеся, летающие и плавающие ящеры, хищные и травоядные динозавры. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивная доска |
Оборудование |
Карточки, тесты. |
Образовательные интернет-ресурсы |
- drofa.ru
- school-collection.edu.ru
|
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Индивидуальный опрос по вопросам с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока (слайды №№ 2-6). |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задает вопросы:
1 вопрос.
Назовите известные вам подклассы пресмыкающихся. По каким признакам их относят к этим подклассам? |
Отвечают на вопросы
Предполагаемый ответ:
Класс пресмыкающихся состоит из следующих подклассов:
- Подкласс Черепахи
- Подкласс Чешуйчатые (Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны).
- Подкласс Первоящерицы (гаттерия)
- Подкласс Крокодилы |
2 вопрос:
Какие отличия в строении имеют представители разных отрядов пресмыкающихся? |
Предполагаемый ответ:
- Крокодилы: крупное и сильное животное, хорошо плавает, длинный сдавленный с боков живот, расположенные на возвышенностях черепа ноздри и глаза.
- Черепахи: тело скрыто под панцирем, нет линьки, медленно передвигающееся по суше, при опасности втягивают голову и ноги под панцирь.
- Змеи: не имеют конечности, мощная мускулатура, многочисленные ребра, глаза покрыты прозрачными роговыми веками, раздвигающиеся подвижные челюсти.
- Ящерицы: гибкое подвижное тело, широко расставленные ноги, несросшиеся подвижные веки, недоразвитые челюсти.
|
3 вопрос:
Представители, какого отряда пресмыкающихся имеют более сложное строение? В чем это выражается? |
Предполагаемый ответ:
Представители отряда Крокодилы в отличие от других пресмыкающихся имеют четырехкамерное сердце и развитый головной мозг. |
4 вопрос:
Перечислите общие признаки класса пресмыкающихся. |
Предполагаемый ответ:
Общие признаки пресмыкающихся:
1. Настоящие наземные позвоночные животные.
2. Дышат атмосферным воздухом.
3. Размножаются вне воды - на суше.
4. Внутреннее оплодотворение |
Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Пресмыкающиеся» - карточка, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося (слайд № 7). Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения карточки учащимися (слайд № 8) |
2. Изучение нового материала
Происхождение рептилий (слайды №№ 9-19)
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов презентации.
Организация самостоятельной работы учащихся. |
Карточки – задания
Найти информацию об особенностях и практическом значении современных групп рептилий. |
1группа. Работа с энциклопедиями (печатные и электронные носители).
|
Карточки - задания
Найти информацию в сети Интернет о рептилиях Томской области. |
2 группа. Работа в Интернете. |
3. Подведение итогов работы, заполнение отчёта.
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал |
Учитель сопровождает их сообщения слайдами презентации (слайды №№20-23)
|
- учащиеся представляют результаты своей работы
- во время отчетов групп учащиеся класса заполняют всю таблицу в тетрадях
|
4. Закрепление знаний
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Учитель раздает тесты (после решения теста ключ с ответами). |
Работа по тестам с последующей самопроверкой по ключу. |
5. Рефлексия. Подведение итогов, домашнее задание:
Формулировка вывода по теме урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: § 40-43, составить кроссворд по теме «Пресмыкающиеся» (презентация слайд №24) |