Происхождение и значение пресмыкающихся

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: Выяснить происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объяснить значение современных рептилий.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.

 

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стегоцефалы, древние пресмыкающиеся, летающие и плавающие ящеры, хищные и травоядные динозавры.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивная доска

Оборудование

Карточки, тесты.

Образовательные интернет-ресурсы

  • drofa.ru 
  • school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Индивидуальный опрос по вопросам с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока (слайды №№ 2-6).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задает вопросы:

1 вопрос.
Назовите известные вам подклассы пресмыкающихся. По каким признакам их относят к этим подклассам?

Отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ:
Класс пресмыкающихся состоит из следующих подклассов:
- Подкласс Черепахи
- Подкласс Чешуйчатые (Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны).
- Подкласс Первоящерицы (гаттерия) 
- Подкласс Крокодилы

2 вопрос:

Какие отличия в строении имеют представители разных отрядов пресмыкающихся?

Предполагаемый ответ:

  • Крокодилы: крупное и сильное животное, хорошо плавает, длинный сдавленный с боков живот, расположенные на возвышенностях черепа ноздри и глаза.
  • Черепахи: тело скрыто под панцирем, нет линьки, медленно передвигающееся по суше, при опасности втягивают голову и ноги под панцирь.
  • Змеи: не имеют конечности, мощная мускулатура, многочисленные ребра, глаза покрыты прозрачными роговыми веками, раздвигающиеся подвижные челюсти.
  • Ящерицы: гибкое подвижное тело, широко расставленные ноги, несросшиеся подвижные веки, недоразвитые челюсти.

3 вопрос:
Представители, какого отряда пресмыкающихся имеют более сложное строение? В чем это выражается?

Предполагаемый ответ:
Представители отряда Крокодилы в отличие от других пресмыкающихся имеют четырехкамерное сердце и развитый головной мозг.

4 вопрос:
Перечислите общие признаки класса пресмыкающихся.

Предполагаемый ответ:

Общие признаки пресмыкающихся:

1. Настоящие наземные позвоночные животные.
2. Дышат атмосферным воздухом.
3. Размножаются вне воды - на суше.
4. Внутреннее оплодотворение

Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Пресмыкающиеся» - карточка, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося (слайд № 7). Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения карточки учащимися (слайд № 8)

2. Изучение нового материала

Происхождение рептилий (слайды №№ 9-19)

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов презентации.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Карточки – задания

Найти информацию об особенностях и практическом значении современных групп рептилий.

1группа. Работа с энциклопедиями (печатные и электронные носители).

 

Карточки - задания

Найти информацию в сети Интернет о рептилиях Томской области.

2 группа.   Работа  в Интернете.

3. Подведение итогов работы, заполнение отчёта.

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Учитель сопровождает их сообщения слайдами презентации (слайды №№20-23)

 

  • учащиеся  представляют результаты своей работы
  • во время отчетов групп учащиеся класса заполняют всю таблицу в тетрадях

 4. Закрепление знаний

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Учитель раздает тесты (после решения теста ключ с ответами).

Работа по тестам с последующей самопроверкой по ключу.

5. Рефлексия. Подведение итогов, домашнее задание:

Формулировка вывода по теме урока. Выставление оценок.

 Домашнее задание: §  40-43, составить кроссворд по теме «Пресмыкающиеся» (презентация слайд №24)