Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова и др.
Раздел: Умножение и деление Урок 2.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное; умножение значения величины на однозначное число, закреплять умение рассуждать и делать выводы, совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование:
- Сигнальные карточки.
- Карточки быстрого счёта по таблице умножения.
- Свойства умножения на карточках
- Алгоритм умножения.
- арточки для самостоятельной работы
- Презентация к уроку.
- Шкатулка с шоколадными монетами.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
1. Орг. момент |
Добрый день, ребята. Начинаем наш урок. | Презентация |
2. Сообщение темы урока
|
– Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы не ученики 4 класса, а матросы. Вы сидите в кафе на берегу моря, слушаете рассказы бывалых моряков и сами мечтаете отправиться в плаванье. И вот в кафе входит капитан и говорит: – Я собираю команду, чтобы отправиться на поиски клада и когда мы его найдем, то разделим поровну. Я случайно подслушал разговор двух пиратов. Один говорил другому, – Кто хочет отправиться со мной в это опасное, но очень увлекательное путешествие? – Мне нужны не только отважные, но и сообразительные матросы. |
Слайд 2 Слайд 3 |
3. Устный счёт. |
1. найдите значение выражения удобным способом: 2608 + 529 + 392 +271 2. Прочитайте числа в порядке убывания: 2076901, 20780, 258999, 2078000 Подчеркнутые числа замените суммой разрядных слагаемых 3. Вычислите 90 · 6, 500 · 7, 83 · 2, 3 сотни ·8, 9 десятков · 4 4. Задача Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя-30, дикого кабана 20лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трёх животных? (век). 5. Быстрый счёт за 1 мин. Проверка таблицы умножения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Молодцы, можно отправляться в путешествие. |
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 карточки разного цвета 1 уровень и 2 уровень (уровень сложности выбирают сами) |
4. Актуализация знаний | – А на чем можно добраться до острова? (лодка, катер, пароход, корабль). – Мы будем путешествовать на корабле. Но чтобы на него попасть нужно, выполнить следующее задание. О каких свойствах умножения говорят эти записи:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
Слайд 8 Свойства написаны на карточках ученик выходит к доске и выбирает соответствующую карточку |
5. Работа по теме урока |
Чтобы решить этот пример устно, какое свойство умножения нужно использовать? 576 · 9 = (500+ 70 + 6) · 9 = с какого разряда вы начали умножение? А что происходит при письменном умножении? 576 х 9 (запись в столбик на доске) Ребята, а как вы думаете, механизм умножения многозначных чисел измениться или нет? – Молодцы! Построили корабль. Да и тему нашего урока узнали. Чем мы будем заниматься в путешествии? Можно отправляться в путь! – Всем морякам очень важно знать математику. Самые сообразительные, старательные и внимательные отправятся за кладом. – Приготовьтесь к работе. Откройте тетради. Запишите: "Число, классная работа". |
Слайд 9. |
6. Выполнение у доски с объяснением | Итак, пока наш корабль плывет к острову, мы с вами учимся умножать: 5124 · 2 6 · 2747 23452 · 7 Числа в выражениях не всегда являются числами натурального ряда, встречаются и именованные числа, например: 2т 375кг · 3 Что вы будете делать в этом случае? В группах составьте алгоритм решения таких выражений. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Проверка алгоритма. |
1 пример учитель, 2,3 примеры ученики Слайд 10. Работа в группах Слайд 11. Проверка коллективная, при помощи сигналов (красный-зеленый) |
Физминутка | Физическая пауза | Слайд 12 |
7. Первичное закрепление Работа по учебнику |
А сейчас проверим, как вы работали в группах № 353 (2) 2 столбика -3 столбик дополнительно сильным ученикам | Слайд 13. |
Гимнастика для глаз | Корабль наш плывет и плывет, уже недалеко до острова, а знаете, почему я догадалась? Потому что на палубе корабля появилась бабочка. Понаблюдайте за ней глазками, как красиво она порхает (гимнастика для глаз) | Слайд 14. |
8. Решение задачи | Вот мы и на острове, Нас встречает местный житель. У него есть карта, где спрятан клад, но отдаст он её только тогда, когда мы решим задачу. №354, с.73 – Прочитаем задачу, кратко передадим её содержание.
40 м = 4000 см 1 м 80 см = 180 см 10 м 20 см = 1020 см Решение: 1) 1 80× 6= 1080(см) – ушло на 6 простыней. 2) 1080+1020=2100(см) – на простыни и наволочки. 3) 4000-2100=1900(см) Ответ: 19 метров осталось. – Молодцы! Отлично справились с заданием. Местный житель так обрадовался, что подарил нам карту острова. Вот она. А где же нам искать клад? Кто может вспомнить: какие ключевые слова-приметы говорил капитан в начале урока? – Давайте двигаться по плану: "От побережья дойдем до высокой пальмы, свернем к большому камню и недалеко от него, под кактусом зарыт клад". |
Слайд 15-16 один у доски, все остальные на местах, первые три ученика оцениваются
Слайд 17
Слайд 18 |
9. Рефлексия деятельности. | – Ну, вот и то место, где зарыты сокровища. Давайте их выкопаем. Для этого надо поработать самостоятельно, решить пример и правильно расставить последовательность в алгоритме. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Ну, вот мы и нашли клад (достаю шкатулку с шоколадными монетами) Но кроме клада мы ведь и ещё одну тайну узнали. Какая тайна умножения была открыта нами на уроке? -Умножение в столбик четырёхзначного числа на однозначное. Умножение значения величины на однозначное число |
Слайд 19. Самостоятельная работа по вариантам. Слайд 20. |
10. Выставление отметок | Во время путешествия отличились следующие матросы. Ну, а клад как и договаривались, поделим поровну! |
|
11. Д.задание |
С.73, №355, 357 Урок закончен. |