Цели урока:
Учебные: обобщить знания и проверить уровень их усвоения по математике и другим предметам.
Развивающие: способствовать развитию репродуктивных и продуктивных речевых действий, умений анализировать и сравнивать, любознательности, воображения, памяти через объединение знаний математике и краеведению.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: игра проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т.к. основным дидактическим обеспечением является презентация, специально разработанная для этой игры.
Ведущий:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век –
Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.
Сегодня мы пригласили команды 8-х классов.
Сегодня мы с вами проведем необычную игру по математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами.
Первый конкурс: Разминка.
Каждая команда разгадывает ребусы как можно больше.
Правила:
У меня в руках вопросы, представители команд подходят и берут у меня задания, как только прозвенел колокольчик, вы приступаете к решению заданий, Время на обсуждение – 5минут. И снова звон колокольчика скажет о том, что нужно сдать ответы.
Ведущий: В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие – буква, нота и цифра.
Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
Вопросы по русскому языку
Вывод– жюри подводит итоги.
Ведущий: Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
Вопросы по литературе
Вывод – жюри подводит итоги.
Ведущий: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика вы видите на экране название ("Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала"). Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово – алгебра.
Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
Вопросы по иностранному языку.
Вывод – жюри подводит итоги.
Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили – пифагоров строй.
Вопросы по музыке
Вывод – жюри подводит итоги.
ВЕДУЩИЙ:
Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
Геометрия, алгебра – дети твои,
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.
Вопросы по истории
Вывод – жюри подводит итоги.
Ведущий: Известное слово кроссворд состоит из двух корней – кросс (от cross – пересекать) и ворд (от word – слово). Аналогично слово кросснамбер составлено из двух – кросс и намбер (от number – число). В клетки надо вписывать цифры найденного числа в десятичной записи.
Кросснамбер
ж) Какое число записывалось в Древнем Риме буквой D?
е) Площадь квадрата равна 144. Чему равен периметр квадрата?
г) В каком году первый космонавт облетел землю? Или
д) Самое большое пятизначное число, в котором все цифры различны и кратны 25?
з) В каком году закончилась вторая мировая война?
в) Сколько лет длится век?
б) Сколько секунд в сутках?
а) Значение выражения:
Вывод – жюри подводит итоги.
Ведущий: Вот и настал для команд последний КОНКУРС "ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС" .
За пять минут нужно составить новые слова из слова "АРИФМЕТИКА" и для трех слов разъяснить, какое отношение имеют к математике.
Например: рифма относится к литературе, найдите к математике (три, метр, ферма).
Нам бы хотелось узнать какой блок вам понравился больше всего.
И в заключении хотелось бы закончить нашу встречу словами:
Запомни, что Гаусс всем сказал
Наука математика – царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
Жюри объявляет результаты, награждает команду – победительницу.