Урок окружающего мира по теме "Почему радуга разноцветная?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Образовательные:

  • формировать первоначальное представление о свете и причинах возникновения радуги;
  • познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
  • объяснять природные явления;

Развивающие:

  • развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы;
  • обогащать словарный запас детей;
  • содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя;
  • воспитывать наблюдательность, интерес, любовь к природе.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация.
  • Стеклянные призмы.
  • Карточки.
  • Наборы цветных полосок.
  • Листы белой бумаги.
  • Акварельные краски, кисточки, баночки для воды.
  • Стакан с водой, чашка с водой, зеркало.
  • Карточка для теста.
  • Сигнальные “смайлики”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

II. Объяснение нового материала.

1. Актуализация знаний. Мотивация.

Сказка (слайд 2)

“Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.

Слайд 3

– Кто ты? – спросил Муравьишка.

-А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)

– Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.

– Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.

Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

2. Тема урока. Постановка проблемного вопроса

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)

– Что такое радуга?

– Что бы вы хотели о ней узнать? (ответы учащихся)

Слайд 4

– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.

– Дети, кто из вас видел радугу? 

Слайд 5

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу?

– На какое слово похоже слово радуга?

Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

Слайд 6

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

Слайд 7

ЧУДЕСА ПРИРОДЫ (выступление подготовленных учеников)

Слайд 8

1. Бывает так, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них ярче, другая бледней! Это бывает тогда, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

2. Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды.

Слайд 9

3. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

Слайд 10

4. Удивительное зрелище — радуга зимой! Очень это странно и необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, и отражается в небе красивой радугой.

3. Постановка проблемного вопроса

– Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Слайд 11

Откуда она взялась? Кто ее построил так быстро и так красиво? Кто мастер-строитель?

4. Решение проблемного вопроса

– А кто из вас знает, как это происходит? 

Слайд 12

Просмотр МУЛЬТФИЛЬМА “Семейка Почемучек” серия 7 (Приложение 1)

– Во время просмотра придумайте вопрос, который вы бы хотели задать своим одноклассникам.

А теперь задайте вопросы друг другу.

  1. В чем причина появления радуги? (Причина появления радуги – солнечный свет и дождик.)

  2. Какого цвета солнечный свет? (Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет)

  3. Что случается, когда солнечные лучи встречают на своем пути капли дождя? (А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.)

  4. Как выглядит радуга, если на нее смотреть с земли? А с высоты? (Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.)

  5. Когда радуга ярче? (Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной).

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

5. Физкультминутка №1 (Приложение 2)

Слайд 13

6. Практическая работа №1: “Посмотри на радугу”

Работа в парах с призмами.

Возьмите призму и внимательно посмотрите вовнутрь призмы, направив ее в сторону окна. Что увидели?

Вывод:

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

Слайд 14

7. Постановка проблемного вопроса

Ученик:

Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга
Заслонила облака.

– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке.

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый)

Слайд 15

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

8. Решение проблемной ситуации 

Слайд 16

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”.

9. Практическая работа №2: “Составь радугу” (Приложение 3)

Работа на карточках.

– Расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.

– Поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.

Слайд 17

Проверка практической работы

Физкультминутка №2 Слайд 18 (Приложение 4)

10. Практическая работа № 3: “Эффект радуги в домашних условиях”

Слайд 19

– А можно ли получить радугу в домашних условиях?

Слайд 20, 21 (выполнение опытов учителем)

Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”

– Как ещё в домашних условиях можно получить радугу?

11. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга?

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

Слайд 22

– Где в окружающем мире еще можно увидеть радугу?

Слайд 23 – разбрызгиватели

Слайд 24 – Мыльные пузыри

Слайд 25 – Фонтан

12. Закрепление. Работа над проектом “Нарисую радугу” (работа в парах)

Слайд 26

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ подходит нам сегодня?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)

– Определим цвета наших полосок

– Можешь их нарисовать? (Да.)

Слайд 27 (во время работы звучит “Песенка про радугу”)

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно рисуют радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

Слайд 28

13. Защита проекта “Книжка – малышка “Радуга”

Радуге посвящено много стихов и загадок. Дома каждый из вас приготовил страничку про радугу для нашей книжки.

Чтение стихотворений и загадок.

III. Рефлексия.

Слайд 29

Проведение теста. (Приложение 5)

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по слайду 29

IV. Итог урока

– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

– Почему наша радуга получилась такая весёлая?

– Чему она рада?

V. Самооценка (работа с сигнальными “смайликами”)

Слайд 30

  1. Я могу ответить на вопрос: Почему радуга разноцветная?
  2. Я самостоятельно выполнил (а) все задания
  3. Мне было очень интересно на этом уроке 

VI. Домашнее задание (по выбору)

– Выучить фразы – подсказки.

– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.

Презентация