Урок окружающего мира по теме "Почему радуга разноцветная?" 1-й класс
Цели урока:
Образовательные:
- формировать первоначальное представление о свете и причинах возникновения радуги;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- объяснять природные явления;
Развивающие:
- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы;
- обогащать словарный запас детей;
- содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя;
- воспитывать наблюдательность, интерес, любовь к природе.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Презентация.
- Стеклянные призмы.
- Карточки.
- Наборы цветных полосок.
- Листы белой бумаги.
- Акварельные краски, кисточки, баночки для воды.
- Стакан с водой, чашка с водой, зеркало.
- Карточка для теста.
- Сигнальные “смайлики”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Ученики:
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
II. Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний. Мотивация.
Сказка (слайд 2)
“Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.
Слайд 3
– Кто ты? – спросил Муравьишка.
-А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)
– Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
– Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.
Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.
2. Тема урока. Постановка проблемного вопроса
– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)
– Что такое радуга?
– Что бы вы хотели о ней узнать? (ответы учащихся)
Слайд 4
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.
– Дети, кто из вас видел радугу?
Слайд 5
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу?
– На какое слово похоже слово радуга?
Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
Слайд 6
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
Слайд 7
ЧУДЕСА ПРИРОДЫ (выступление подготовленных учеников)
Слайд 8
1. Бывает так, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них ярче, другая бледней! Это бывает тогда, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
2. Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды.
Слайд 9
3. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.
Слайд 10
4. Удивительное зрелище — радуга зимой! Очень это странно и необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, и отражается в небе красивой радугой.
3. Постановка проблемного вопроса
– Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
Слайд 11
Откуда она взялась? Кто ее построил так быстро и так красиво? Кто мастер-строитель?
4. Решение проблемного вопроса
– А кто из вас знает, как это происходит?
Слайд 12
Просмотр МУЛЬТФИЛЬМА “Семейка Почемучек” серия 7 (Приложение 1)
– Во время просмотра придумайте вопрос, который вы бы хотели задать своим одноклассникам.
А теперь задайте вопросы друг другу.
-
В чем причина появления радуги? (Причина появления радуги – солнечный свет и дождик.)
-
Какого цвета солнечный свет? (Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет)
-
Что случается, когда солнечные лучи встречают на своем пути капли дождя? (А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.)
-
Как выглядит радуга, если на нее смотреть с земли? А с высоты? (Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.)
-
Когда радуга ярче? (Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной).
Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)
5. Физкультминутка №1 (Приложение 2)
Слайд 13
6. Практическая работа №1: “Посмотри на радугу”
Работа в парах с призмами.
Возьмите призму и внимательно посмотрите вовнутрь призмы, направив ее в сторону окна. Что увидели?
Вывод:
Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)
Слайд 14
7. Постановка проблемного вопроса
Ученик:
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга
Заслонила облака.
– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке.
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый)
Слайд 15
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
8. Решение проблемной ситуации
Слайд 16
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”.
9. Практическая работа №2: “Составь радугу” (Приложение 3)
Работа на карточках.
– Расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.
– Поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.
Слайд 17
Проверка практической работы
Физкультминутка №2 Слайд 18 (Приложение 4)
10. Практическая работа № 3: “Эффект радуги в домашних условиях”
Слайд 19
– А можно ли получить радугу в домашних условиях?
Слайд 20, 21 (выполнение опытов учителем)
Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”
– Как ещё в домашних условиях можно получить радугу?
11. Работа по учебнику (с. 41).
– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли получиться у них радуга?
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
Слайд 22
– Где в окружающем мире еще можно увидеть радугу?
Слайд 23 – разбрызгиватели
Слайд 24 – Мыльные пузыри
Слайд 25 – Фонтан
12. Закрепление. Работа над проектом “Нарисую радугу” (работа в парах)
Слайд 26
а) Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– Какой способ подходит нам сегодня?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)
– Определим цвета наших полосок
– Можешь их нарисовать? (Да.)
Слайд 27 (во время работы звучит “Песенка про радугу”)
г) Практическая работа.
(Дети самостоятельно рисуют радугу.)
д) Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
Слайд 28
13. Защита проекта “Книжка – малышка “Радуга”
Радуге посвящено много стихов и загадок. Дома каждый из вас приготовил страничку про радугу для нашей книжки.
Чтение стихотворений и загадок.
III. Рефлексия.
Слайд 29
Проведение теста. (Приложение 5)
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да –
нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по слайду 29
IV. Итог урока
– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
– Почему наша радуга получилась такая весёлая?
– Чему она рада?
V. Самооценка (работа с сигнальными “смайликами”)
Слайд 30
- Я могу ответить на вопрос: Почему радуга разноцветная?
- Я самостоятельно выполнил (а) все задания
- Мне было очень интересно на этом уроке
VI. Домашнее задание (по выбору)
– Выучить фразы – подсказки.
– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.