Цели урока:
Обучающие:
- познакомить детей с подбором проверочных слов к словам с парными звонкими и глухими согласными на конце.
Развивающие:
- развивать мышление, речь, правильную каллиграфию.
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, самостоятельно.
Предметные:
- формировать умение видеть орфограмму;
- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь;
- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
- уметь контролировать и корректировать свою работу.
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.
Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища.
Ход урока
1. Орг. Момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
– Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся своим теплом, добротой, хорошим настроением.
– Садитесь.
2. Словарная работа
Посадка.
– Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте
ударение
Гор. д, з.вод, .рбуз, н.род, м.роз, м.рковь.
– Проверьте.
Самопроверка.
Слайд 1
– Если все верно на полях поставьте +, если
допустили ошибки /
– Поднимите руки, кто допустил ошибки. Дома
поработать над ошибками.
– Что общего у этих слов?
(Оканчиваются на парные согласные)
3. Актуализация знаний
Слайд 2
Найдите лишнюю букву.
в б д ф г п м ш т ж к
(м – непарная согласная)
– Остальные как назвать одним словом? (парные согласные)
Слайд 3
Назовите слова с парной согласной на конце:
Глаз, кот, лук, дом, луг, бал.
4. Постановка проблемы
Запишите слова под диктовку.
1 ученик у доски
След, багаж, круг, морж, уж, дуб, зуб.
– Посмотрите на доске, у себя в тетради.
Поднимите руки, кто по-другому написал эти слова?
– Почему по-разному написали эти слова?
(Мы это ещё не изучали). Проблемная ситуация.
5. Постановка учебной задачи.
Сформулируйте тему урока.
– Чтобы правильно написать слова с парными
согласными на конце, что мы должны уметь делать?
– Подбирать проверочные слова.
Слайд 4
Тема
Способы проверки парных согласных в конце
слова.
– Какую цель мы поставим?
(Научиться правильно писать слова с парными
согласными на конце)
Слайд 5
Цель. Научиться правильно писать слова с парными согласными на конце.
Ф и з м и н у т к а
6. Открытие новых знаний.
1. Работа по карточкам. Приложение 1.
– Возьмите карточки
Тетра. Ь -
Утю. –
Сугро. –
Рука. –
– Прочитайте и рядом запишите слово во
множественном числе.
– А теперь вставьте пропущенную букву.
Проверка.
– Тетрадь вставили букву –д, потому что в слове
тетради пишется буква-д.
Утюг вставили букву –г, потому что в слове утюги
пишется буква-г.
Сугроб вставили букву –б, потому что в слове
сугробы пишется буква-б.
Рукав вставили букву –в, потому что в слове
рукава пишется буква-в.
– Какой вывод можете сделать?
– Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
– Сравните ваш вывод с выводом в учебнике.
– Откройте учебники стр. 108.
– Прочитайте. (1 ученик вслух).
2. Составление алгоритма способов проверки слов.
Работа в паре.
– Возьмите карточки и составьте алгоритм
способов проверки.
1 шаг: поставлю слово во множественное число.
2 шаг: подчеркну букву перед гласной на конце.
3 шаг: напишу эту букву в конце слова.
Проверим.
1 шаг: (ученик).
Слайд 6
2 шаг: (ученик).
Слайд 7
3 шаг: (ученик).
Слайд 8
7. Первичное закрепление
Письмо под диктовку с комментированием.
– Пользуясь этим алгоритмом, запишите слова под
диктовку с комментированием.
Столб, дождь, этаж, ёж, труд.
(Поставлю слово во множественное число-столбы,
пишу столбы, подчеркну букву “ б”, напишу эту
букву в конце слова, пишу – столб.)
8. Закрепление.
Самостоятельная работа.
Упр. 94, в раб.тетр.
Работа в группе.
– Вспомним правила работы в группах.
Слайд 9
– Сядьте по группам.
– Миша написал письмо и забыл правило, помогите
ему вставить пропущенные буквы.
У нас в деревне есть пру. . Мы с братом сделали
пло . и спустили в пру. .
Проверка. (Работы проверяет учитель)
– Что такое пруд? (пруд – искусственный водоём)
– Что такое плот? (плот – скреплённые брёвна или
доски для переправы на них по водоёмам)
– Объясните какие буквы вставили и почему?
9. Итог урока.
– Вернемся к словам, записанные_______________ в
начале урока, исправим ошибки. К доске _________________ .
– Как проверить парный согласный на конце слова?
Слайд 10
Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
– Какую цель ставили в начале урока?
(Научиться правильно писать слова с парными
согласными на конце).
– Что мы делали на уроке для того, чтобы
научиться правильно писать слова с парными
согласными на конце? (Составляли алгоритм,
подбирали проверочные слова, работали в группе)
– Оцените свою работу в группе. Кто был самым
активным в группе, как работала группа, кто не
принимал участие, кто мешал работать?
10. Рефлексия.
– Если вам было легко выполнять задания –
зеленый кружок; если у вас на уроке возникли
затруднения – желтый; если задания для вас были
сложными – красный.
– Молодцы. Вы хорошо сегодня потрудились.
Дом. задание.
Стр. 111, упр.167.
– Наш урок заканчивается, но мы ещё будем тренироваться и все научимся безошибочно писать парные согласные в конце слова.