Урок русского языка по теме "Способы проверки парных согласных в конце слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить детей с подбором проверочных слов к словам с парными звонкими и глухими согласными на конце.

Развивающие:

  • развивать мышление, речь, правильную каллиграфию.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, самостоятельно.

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;
  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
  • уметь контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;
  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища.

Ход урока

1. Орг. Момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

– Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся своим теплом, добротой, хорошим настроением.

– Садитесь.

2. Словарная работа

Посадка.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение
Гор. д, з.вод, .рбуз, н.род, м.роз, м.рковь.
– Проверьте.

Самопроверка.

Слайд 1

– Если все верно на полях поставьте +, если допустили ошибки /
– Поднимите руки, кто допустил ошибки. Дома поработать над ошибками.
– Что общего у этих слов?

(Оканчиваются на парные согласные)

3. Актуализация знаний

Слайд 2

Найдите лишнюю букву.

в б д ф г п м ш т ж к

(м – непарная согласная)

– Остальные как назвать одним словом? (парные согласные)

Слайд 3

Назовите слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, дом, луг, бал.

4. Постановка проблемы

Запишите слова под диктовку.

1 ученик у доски
След, багаж, круг, морж, уж, дуб, зуб.
– Посмотрите на доске, у себя в тетради. Поднимите руки, кто по-другому написал эти слова?
– Почему по-разному написали эти слова?

(Мы это ещё не изучали). Проблемная ситуация.

5. Постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему урока.
– Чтобы правильно написать слова с парными согласными на конце, что мы должны уметь делать?
– Подбирать проверочные слова.

Слайд 4

Тема

Способы проверки парных согласных в конце слова.
– Какую цель мы поставим?
(Научиться правильно писать слова с парными согласными на конце)

Слайд 5

Цель. Научиться правильно писать слова с парными согласными на конце.

Ф и з м и н у т к а

6. Открытие новых знаний.

1. Работа по карточкам. Приложение 1.

– Возьмите карточки
Тетра. Ь -
Утю. –
Сугро. –
Рука. –

– Прочитайте и рядом запишите слово во множественном числе.
– А теперь вставьте пропущенную букву.

Проверка.

– Тетрадь вставили букву –д, потому что в слове тетради пишется буква-д.
Утюг вставили букву –г, потому что в слове утюги пишется буква-г.
Сугроб вставили букву –б, потому что в слове сугробы пишется буква-б.
Рукав вставили букву –в, потому что в слове рукава пишется буква-в.
– Какой вывод можете сделать?

– Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

– Сравните ваш вывод с выводом в учебнике.
– Откройте учебники стр. 108.
– Прочитайте. (1 ученик вслух).

2. Составление алгоритма способов проверки слов.

Работа в паре.
– Возьмите карточки и составьте алгоритм способов проверки.
1 шаг: поставлю слово во множественное число.
2 шаг: подчеркну букву перед гласной на конце.
3 шаг: напишу эту букву в конце слова.

Проверим.

1 шаг: (ученик).

Слайд 6

2 шаг: (ученик).

Слайд 7

3 шаг: (ученик).

Слайд 8

7. Первичное закрепление

Письмо под диктовку с комментированием.
– Пользуясь этим алгоритмом, запишите слова под диктовку с комментированием.
Столб, дождь, этаж, ёж, труд.
(Поставлю слово во множественное число-столбы, пишу столбы, подчеркну букву “ б”, напишу эту букву в конце слова, пишу – столб.)

8. Закрепление.

Самостоятельная работа.
Упр. 94, в раб.тетр.
Работа в группе.
– Вспомним правила работы в группах.

Слайд 9

– Сядьте по группам.
– Миша написал письмо и забыл правило, помогите ему вставить пропущенные буквы.
У нас в деревне есть пру. . Мы с братом сделали пло . и спустили в пру. .

Проверка. (Работы проверяет учитель)
– Что такое пруд? (пруд – искусственный водоём)
– Что такое плот? (плот – скреплённые брёвна или доски для переправы на них по водоёмам)
– Объясните какие буквы вставили и почему?

9. Итог урока.

– Вернемся к словам, записанные_______________ в начале урока, исправим ошибки. К доске _________________ .
– Как проверить парный согласный на конце слова?

Слайд 10

Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

– Какую цель ставили в начале урока?
(Научиться правильно писать слова с парными согласными на конце).
– Что мы делали на уроке для того, чтобы научиться правильно писать слова с парными согласными на конце? (Составляли алгоритм, подбирали проверочные слова, работали в группе)
– Оцените свою работу в группе. Кто был самым активным в группе, как работала группа, кто не принимал участие, кто мешал работать?

10. Рефлексия.

– Если вам было легко выполнять задания – зеленый кружок; если у вас на уроке возникли затруднения – желтый; если задания для вас были сложными – красный.
– Молодцы. Вы хорошо сегодня потрудились.

Дом. задание.

Стр. 111, упр.167.

– Наш урок заканчивается, но мы ещё будем тренироваться и все научимся безошибочно писать парные согласные в конце слова.

Презентация