В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Динамично меняющиеся в современном мире реальности, стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы. Согласование образовательных стандартов России с общеевропейскими в связи с вхождением нашей страны в Совет Европы подразумевает новые подходы к отбору содержания и организации обучения современных школьников.
Неоднократно приходиться слышать, что концепции образовательных областей и примерные программы, предложенные в качестве документов, сопровождающих образовательные стандарты нового поколения, заставляют вспомнить о содержании школьного образования 90-х, а то и 80-х годов прошлого века. Так как, в них нет ни слова о компьютерах, электронных образовательных ресурсах и интерактивных досках, которые стали в учебных заведениях обычным явлением. Но в концепциях и программах также не упоминаются и такие средства осуществления образовательного процесса, как мел, ручка, грифельный карандаш, обычная доска. Дело в том, что в этих документах написано о другом: о необходимом объеме знаний, умений, навыков, о компетенциях и видах деятельности, которые должен освоить ученик в результате обучения. И информационные технологии просто необходимы для реализации данных образовательных стандартов. И это является одним из аспектов рассматриваемой проблемы.
Нет сомнений, в современном мире любой ученик должен уметь быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию из Интернета, работать с базами данных, обладать другими подобными навыками. Говоря о требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, в качестве обязательных атрибутов учебного процесса мы называем компьютерные классы, подключенные к Интернету, мультимедийные проекторы, доступ к электронным библиотекам и базам данных.
Информационная образовательная среда становится все более открытой, и ученик имеет возможность общаться с учителем за пределами учебного заведения, и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Мы должны честно признать, что традиционная классно-урочная система Яна Амоса Каменского постепенно уходит в прошлое. Необходимы серьезные научные исследования, дающие ответ на вопрос: как обучать учеников в новой системе, основанной на современных информационных технологиях?
При этом нужно обратить внимание на один ключевой момент: в какой мере использование той или иной технологии в учебном процессе целесообразно и полезно? Разрабатываются электронные учебники, используются дистанционные технологии получения образования, увеличивается количество компьютерных классов в школах и профессиональных учебных заведениях. Но, к сожалению, не уделяется должного внимания разработке психолого-педагогических основ организации учебного процесса в условиях новой информационной среды, его дидактике.
Необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких-то революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы и профессионального учебного заведения. В них учитывается то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. При этом не абсолютизируется значение новых информационных технологий для современных школ и профессиональных учебных заведений. Просто нужно понимать, что в настоящее время имеются иные средства получения, обработки и анализа информации, чем в прошлом веке. Тогда тоже было характерно повальное увлечение новыми (для тех времен, разумеется) технологиями. Во всех учебных заведениях внедряли технические средства обучения (ТСО) – кабинеты оснащали слайд-проекторами, кинопроекторами и прочим. Проверяющая комиссия оценивала не степень освоения учениками материала и умение применять его на практике, а то, использует ли учитель проекторы или нет. Если их включали несколько раз на протяжении урока, то работа учителя оценивалась высоко. К сожалению, сегодня деятельность учителя зачастую оценивают, исходя из того, обращается ли он к компьютерным технологиям, но вовсе не на том основании, дает ли это эффект, получают ли от этого пользу его ученики.
Благодаря новым информационным технологиям мы не вправе требовать от учеников достижения неких высоких результатов в образовательном процессе. Однако новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно государственные образовательные стандарты нового поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования. Возможность реализации, казалось бы, традиционной советской концепции развивающего обучения, одна из характерных особенностей которой – индивидуализация образования, стала возможна именно благодаря появлению новых информационных технологий.
В той образовательной среде, которая существует в современной школе и особенности которой учтены в разработке государственных образовательных стандартов нового поколения, учитель прошлого века, не владеющий современными технологиями, конечно же, не сможет работать полноценно. Но он в течение довольно короткого времени смог бы адаптироваться к этой среде. Учителя быстро осваивают информационные технологии, и это отнюдь не только умение работать на компьютере, но и работа с электронными образовательными ресурсами. Многие учителя находят материал для своих уроков в Интернете, адаптируют этот материал и используют в повседневной работе.
Другой вопрос, что мало кто специально обучает учителей работе с электронными образовательными ресурсами, да и качество этих ресурсов оставляют желать лучшего.
Я убеждена, что электронные ресурсы – разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, – целесообразно использовать в рамках учебно-методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт-дисках и в Интернете.