Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Основное содержание занятия. Составляющие здорового образа жизни: рациональный суточный режим; сбалансированное питание; физические нагрузки; нравственное и психическое здоровье. Принципы ЗОЖ.

Цели занятия:

  • сплочение группы;
  • активизация творческого потенциала;
  • расширение поля видения вопроса обсуждения.

Время: 2 учебных часа (90 мин).

Материалы:

  • маленькие листочки 4-х цветов;
  • магниты или скотч;
  • 4 листа формата А3 (по 1 на группу).

План проведения

1. Знакомство по цепочке5 мин.

2. Метаплан – “накопитель идей” (индивидуально).

Является одним из вариантов структурирования проблемы. Члены группы получают задание написать фломастером на цветных листках краткие высказывания или ключевые слова по заданной теме. Затем выписанные слова с помощью двустороннего скотча или магнитов крепятся на доске. Далее следует упорядочить карточки по группам на основе какого-либо признака.

Работа по распределению карточек помогает выявить связи между указанными словами, терминами, фразами.

  • в случайном порядке раздать карточки 4-х цветов;
  • на каждой написать один из компонентов ЗОЖ (на усмотрение студента);
  • прикрепить все карточки на доску с помощью магнитов или скотча;
  • кратко обсудить каждую.

Перетасовать карточки и объединить их по группам на основе сходства. Сформулировать ведущие постулаты ЗОЖ (записать на доске).

Например:

  • рациональный суточный режим;
  • сбалансированное питание;
  • физические нагрузки;
  • нравственное и психическое здоровье.

Время выполнения – 10 мин.

Плюсы: помогает генерировать идеи и систематизировать информацию.

3. Двухминутный монолог.

Разделиться на группы по цвету карточек, на которых писали положения ЗОЖ. Какого цвета карточки преобладают в столбце, тот показатель и берется группой для обсуждения.

Задание: на листах формата А3 сделать кластер, в котором содержались бы доказательства того, что данный показатель имеет существенное значение для здоровья (аргументы "за") и по нему составить рассказ продолжительностью 2 мин.

Время выполнения – 20 мин.

Примечание: кластер (от англ. clustery – растущий пучками, кистями, гроздьями) – один из способов организации большого объема информации в сжатой форме (в виде схемы, рабочей модели ситуации, древа понятий, терминологической карты). Позволяет систематизировать ее и установить соподчинение элементов. Связи между компонентами кластера можно отображать цветом.

Плюсы: систематизация полученных знаний; приобретение навыка разделения главного и второстепенного; возрастание значимости обсуждаемого предмета в глазах студентов.

4. Двухчастный дневник.

Во время выступления одной из групп члены других групп анализируют услышанное и составляют двухчастный дневник:

Убедительно (аргументы "за")

Неубедительно (аргументы "против")

   

После окончания выступления слушатели высказывают сомнения, задают вопросы. Отвечающая группа комментирует, отстаивает свою точку зрения.

По итогам дискуссии проводится голосование – убедили или нет. Число голосов "за" фиксируется на доске по каждому из 4-х пунктов, т.о., составляется список факторов по степени приоритетности для здоровья.

Время выполнения – 15 мин.

Плюсы: помогает рассматривать ситуацию с двух сторон – положительной и отрицательной; вырабатывает навык критической оценки.

5. Анализ временных диапазонов.

Объединиться в новые группы (по одному человеку от каждого цвета).

Задание: представьте себе, как измениться здоровье человека при соблюдении всех указанных показателей: 1 группа – через 1 день; 2 группа – через 1 месяц; 3 группа – через 1 год; 4 группа – через 50 лет. Составить рассказ из 10 предложений.

Время выполнения – 20 мин.

Презентуйте свои рассказы.

Подведите итог по выступлениям. Сделайте выводы.

Плюсы: подчеркивает значение времени; одни и те же данные интерпретируются по-разному в зависимости от того, каковы временные рамки.

6. Рефлексия (осознание полученной информации).

Продолжите фразу: "ЗОЖ – это..." (индивидуально или в группах).

Время выполнения – 5 мин.