Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса по истории “История России в вопросах и ответах” составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
В соответствии с базисным учебным планом, учебным планом школы на элективный курс отводится 1 час в неделю в 10 классе, всего 34 часов в год
Элективный курс обеспечивает изучение курса истории России с древнейших времен до нач. XIX века. Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в истории. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов.
Цели курса:
1. Содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
2. Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
Задачи:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Учащиеся должны знать:
- Характерные черты наиболее ярких личностей в истории;
- Роль и значение деятельности исторической личности;
- Оценка персоналии очевидцами и нашими современниками;
- Суть, основные моменты того или иного исторического документа;
- Границы Русского государства в разные исторические периоды;
- Особенности социально-экономическое развитие государства в различные периоды.
Учащиеся должны уметь
- Работать с первоисточниками, документами, картами, энциклопедическими словарями;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку событиям;
- Составлять связный рассказ по тому иному вопросу истории, опираясь на документы, факты;
- Читать исторические карты разных исторических эпох, делая сравнения и выводы.
- Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе
- Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
- Определять, и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы изучения курса:
- Работа с первоисточниками, документами, архивными материалами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;
- Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
- Работа с историческими картами.
- Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов
- Ведения диалога, дискуссии
- Моделирование исторических ситуаций
Содержание элективного курса
Введение
Значение углубленного изучения документов, первоисточников, личностей, карт для изучения исторических процессов в развитии России. История России – подходы к изучению Взаимосвязь истории России с мировой и региональной историей.
Древнерусское государство в IX-XII вв.
Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. Предпосылки создания государства у восточных славян. Правление первых русских князей. Значение деятельности князей для дальнейшего укрепления русского государства, повышения его авторитета. "Русская правда", "Поучение детям" и "Устав" Владимира Мономаха, – юридические памятники раннефеодальной эпохи.
Русь в период раздробленности
Русские земли и княжества в ХII–середины ХIII века. Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо.
Борьба против монгольских завоевателей. Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. Александр Невский. Князья-полководцы, возглавившие борьбу русского народа против иноземных захватчиков в XII – XIV веках. Русь и Орда в XIII – XIV веках.
Образование Русского централизованного государства
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во второй половине XIV века. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV веке. Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. Московское княжество в первой половине XV века. Правление Ивана Грозного: внутренняя и внешняя политика. Опричнина. Русская культура XVI века.
Преображённая Россия XVII – XVIII веков
Смутное время – гражданская война в России? Значение Смутного времени, уроки. Новые явления в экономике. Первые Романовы. Характеристика их деятельности, значение. Власть и церковь. Церковный раскол. Социальные движения XVII века. Обмирщение культуры. Пётр I и его время. Современники Петра о его деятельности. Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути. Русская историография. “Золотой век” Екатерины Великой. Формирование Российской империи.
Календарно-тематическое планирование
|
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
| Введение | ||
|
1 |
История России – подходы к изучению | |
|
2 |
Историческая карта – источник информации | |
|
3 |
Как работать с историческим документом | |
| Древнерусское государство в IX-XII вв. | ||
|
4 |
Восточные славяне. Предпосылки создания государства. | |
|
5 |
Правление первых русских князей. | |
|
6 |
Юридические памятники раннефеодальной эпохи | |
|
7 |
Практическая работа | |
| Русь в период раздробленности | ||
|
8 |
Раздробленность русских земель. | |
|
9 |
Альтернативы развития отдельных земель | |
|
10 |
“Вызов” Востока – “ответ” Руси | |
|
11 |
Русь и крестовые походы | |
|
12 |
Русь и Орда в XIII – XIV веках. | |
|
13 |
Практическая работа | |
| Образование Русского централизованного государства | ||
|
14 |
Усиление Московского княжества | |
|
15 |
Собирание русских земель | |
|
16 |
Формирование и укрепление централизованного российского государства. | |
|
17 |
Правление Ивана Грозного: реформы и опричнина | |
|
18 |
Внешняя политика Ивана Грозного | |
|
19 |
Русская культура XVI века. | |
|
20 |
Практическая работа | |
| Преображённая Россия XVII – XVIII веков | ||
|
21 |
Смутное время – гражданская война в России? | |
|
22 |
Основные события Смутного времени. Герои и народ | |
|
23 |
Значение Смутного времени, уроки. | |
|
24 |
Первые Романовы. Новые явления в экономике. | |
|
25 |
Власть и церковь. Церковный раскол. | |
|
26 |
Социальные движения XVII века. | |
|
27 |
Обмирщение культуры. | |
|
28 |
Пётр I и его время. Становление империи | |
|
29 |
Современники Петра о его деятельности. | |
|
30 |
Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути. | |
|
31 |
“Золотой век” Екатерины Великой. Проекты и реальность | |
|
32 |
Формирование Российской империи | |
|
33 |
Практическая работа | |
|
34 |
Итоговая контрольная работа |