Анализ работы с одарёнными детьми за 2012-2013 учебный год
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Цель работы на 2012-2013 уч. год:
- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
- создать условия для научно-методического сопровождения по данному направлению;
- исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- создать условия для получения новой информации;
- оказывать помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческой направленности, самопрезентации в отношениях).
Педагогический коллектив нашей школы старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, “растормошить” их таланты и умения.
В этом учебном году была продолжена работа по развитию интеллектуальных способностей учащихся посредством творческой формы организации учебного процесса. Главная цель этой работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого учителя школы широко используют на уроках и во внеурочное время различные методы, учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету.
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные игры, предметные олимпиады, викторины, конкурсы.
Проведены школьные олимпиады по русскому языку, математике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку, обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Приняло участие 43 человека.
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в международных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, а в этом году наши ученики участвовали в таких конкурсах как “КИТ”, “Человек и природа”.
Вначале февраля прошла школьная научно-практическая конференция, на которой было представлено 18 исследовательских работ. В конференции приняло участие 16 человек, 8 учителей-руководителей.
Цели и задачи конференции:
- развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к учебно-исследовательской деятельности;
- выявление способных и одаренных учащихся в различных отраслях знаний, оказание им поддержки;
- демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учителя по организации учебной и поисково-исследовательской деятельности;
- совершенствование работы с учащимися по профессиональной ориентации.
Её организованной работе предшествовала большая исследовательская деятельность школьников и их научных руководителей – учителей нашего образовательного учреждения. Работа всех секций проходила в творческой, доброжелательной обстановке, в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.
Также в этом году 5 учеников участвовали в конкурсе “Портфолио” районной акции “Ученик года”.
В таблице будут показаны дети, наиболее отличившиеся в этом учебном году.
Выводы:
- в школе в системе организована и ведется работа с одаренными детьми;
- используются активные формы организации работы;
- увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад;
- ведется исследовательская работа одаренными детьми.
Цель работы на 2013-2014 учебный год: Совершенствование системы работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы.
Задачи:
- Совершенствовать научно-методическую базу, диагностические и дидактические материалы для выявления, развития способностей одаренных детей.
- Развивать и реализовывать потенциальные способности одаренных в обучении детей через организацию мероприятий по различным направлениям.
- Привлечение ресурса педагогов начальной школы к участию в научно-исследовательской деятельности и дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх.