Цели урока:
- cформировать представления о реке как части вод гидросферы;
- повторить опорные и определить новые понятия по теме реки: исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, речная долина, пойма;
- показать зависимость рек от рельефа и климата.
Задачи урока:
развивающие:
- формирование у школьников оценочных суждений на основе обобщения различных рек, выделение существенных признаков;
- овладение умениями анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей, выбора оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
- развитие умения работать с картой – чтение карт по условным обозначениям, умение давать характеристику географического положения рек по плану, показывать реки по карте;
воспитательные:
- воспитание любви и уважения к Родине, к окружающей нас природе.
- формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: тетради, учебник Е.М. Домогацких, презентация “Реки”, видеопроектор, компьютер.
Заявка на оценку
“5” – 14б и более.
“4” – 10-13б.
“3” – 8-9б.
– 1 балл – за осанку;
– 1-2 балла – за активность;
– версия – 1-2 балла;
– вопрос-суждение 1-2 балла;
– ответ на вопрос – 1-2 балла;
– сравнение – 3 балла;
– возражение – 1-3 балла;
– умозаключение – 1-3 балла;
– выступление от группы – 1-6 баллов.
Работа с текстом
Питание и режим реки. Реки могут иметь разное питание — дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.
Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них — две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.
Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды — летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударъя (покажите ее на карте).
Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны, имеет смешанное питание.
Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем. Часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки, называется поймой.
В районах с муссонным климатом, осадки выпадают больше летом, когда ветер дует с моря на сушу. Уровень воды в реках повышается летом, наступает летнее половодье.
Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, главную роль снова приобретает подземное питание.
Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками кратковременными (в отличие от продолжительного половодья) подъемами уровня воды.
Реки равнинные и горные. Направление и скорость течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река.
Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах. Типичная равнинная река – Волга. Ее длина – 3530 км. Исток Волги выше ее устья всего на 250 м, поэтому средняя скорость течения реки меньше 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы проложить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается ее русло. Равнинные реки, у которых достаточная глубина, удобны для судоходства.
Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие (рис. 60). Русло занимает все дно долины. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равнинной. Примером может быть Терек. Он берет начало в Кавказских горах на высоте более 5000 м, а впадает в Каспийское море (покажите Терек на карте). При длине реки равной 600 км ее исток находится более чем на 5 км выше устья (сравните с Волгой). Горный Терек мчится по каменистому руслу в глубокой долине. Помните, у М. Ю. Лермонтова:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Выйдя на равнину, река извивается по дну широкой долины, выстланной принесенными с гор наносами:
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит...