Пояснительная записка
Создание благоприятного психологического климата в классе является приоритетным направлением в работе педагога-психолога.
В рамках данного направления, по запросу родителей обучающихся и классных руководителей, нами был разработан тренинг (Приложение 1), основанный на активных методах групповой работы и направленный на сплочение обучающихся.
Цель тренинга: сплочение обучающихся 5-11-х классов.
Задачи:
- Расширить сферу социальных контактов обучающихся в классе;
- Создать благоприятный психологический климат, атмосферу доверия и сотрудничества в классе;
Участники тренинга – обучающиеся 5-11-х классов.
Противопоказания участия в групповой работе:
- психическое заболевание, органического происхождения.
Ограничения:
- физические заболевания, несущие угрозу для жизни.
В качестве основных методов работы с классом выступают методы активного социально-психологического обучения.
Срок реализации тренинга: 6 дней (6 академических часов).
Основная сфера воздействия – эмоциональная, поведенческая;
Материал и оборудование: карточки для визиток, ручки, фломастеры, карандаши, стикеры.
В качестве системы мониторинга реализации Тренинга мы выбрали методику Дж. Морено “Социометрия” и наблюдение за классом в начале Тренинга и после завершения Тренинга.
Ожидаемый результат: показатель групповой сплоченности класса повысился. Снизилось количество конфликтов.
Список использованной литературы:
- Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
- Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2005. 60 с.
- Зайцева Т. В. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 80 с.
- Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга. М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. 240 с.
- Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: “Академия”, 2003. 256 с.
- Марзоева Э. В. Океанские программы: методические рекомендации по организации профильных смен. Владивосток: Всероссийский детский центр “Океан”; Дальнаука, 2008. 304 с.
- Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: “Ювента”, Институт Тренинга, 1999. 256 с.
- Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / Серия “Справочник”. Ростов н\Д: Феникс, 2003. 512 с.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – 4-е изд. М.: Генезис, 2006. 240 с.