Цель:
- Знакомство с чувством радости;
- Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние;
- Развитие чувства единства и сплочённости коллектива;
- Развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и другого человека (мимика, пантомимика);
- Развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом;
- Расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость;
- Развивать воображение.
Материалы к занятию: Магнитофон, аудиозапись с веселой и спокойной музыкой, музыка ветра, цветные карандаши, сухая и масляная пастель, листы А4 для каждого ребенка, перчаточная кукла – Песочный человек, картинка “мальчик радостный”, песочница 50*70 с песком (можно использовать песок для шиншилл), игрушечные деревья.
Ход занятия
Приветствие.
“Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
Давайте мы с вами начнём наше путешествие с приветствия друг друга необычным способом. Мы по кругу подарим улыбку. Машенька улыбнётся Сашеньке, Сашенька улыбнётся Леночке и т.д”.
Ведущий вместе с ребятами отправляются в путешествие в удивительную страну. Дети встают вокруг песочницы. Ведущий начинает рассказывать сказку:
“Где-то далеко-далеко, а может быть, и совсем рядом, например, в этой песочнице, есть удивительная страна Эмоций. Давайте создадим ее вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы), есть топкие коварные болота (ребята создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы – творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас”. [5] “А правит этой страной Песочный человек (появляется перчаточная кукла – песочный человек).Поздоровайтесь с Песочным человеком” (дети здороваются за ручки с Песочным человеком).
“Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказочной стране и посетить волшебный город” (дети закрывают глаза, звучит музыка ветра). “Откройте глазки”. Детям показывается картинка “мальчик радостный”. “А теперь посмотрите на лицо этого мальчика (картинка “мальчик радостный”). Как вы думаете, он грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот мальчик радостный. Мы с вами попали в город, который называется Радость. У жителей этого города всегда хорошее настроение, они смеются, улыбаются и говорят друг другу только хорошие, добрые слова”.
Упражнение “Комплименты”.
“Давайте и мы с вами по кругу с улыбкой на лице скажем друг другу комплименты (дети говорят комплименты). Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты? (Ответы детей.)
Ребята по лицу легко определить радостного человека: он улыбается, у него уголки рта направлены вверх, щёки подпирают глаза и они превращаются в маленькие щёлочки”.
Упражнение “Я радуюсь, когда…”.
“Ребята, расскажите песочному человеку, когда у вас бывает хорошее настроение”.
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и горит: “…, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?” Ребёнок ловит мячик и говорит: “Я радуюсь, когда…” Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.
“Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорошее настроение, и он улыбается”.
Упражнение “Покажи эмоцию радости”.
“А теперь давайте представим, что мы находимся на солнечной полянке.
К нам в гости пришли веселые лисички, веселые лягушки, веселые зайчики, весёлые медвежата и т.д.” (дети изображают разных животных под весёлую музыку).
Вводятся понятия “мимика”, “пантомимика” и детям объясняется, что это одно из средств выражения чувств.
Рисунок “Радость”.
Перед каждым ребёнком на столе набор цветных карандашей, пастель сухая и масляная и лист бумаги (звучит аудиозапись спокойной музыки).
“Ребята нарисуйте, пожалуйста, свою радость. Подумайте, какая она, какого цвета, выберете карандаши или пастель которые вам понадобятся” (дети рисуют). После того как дети закончили рисовать, оформляется выставка и дети рассматривают все рисунки. “Наше радостное настроение отображают яркие цвета. У нас получились замечательные рисунки”.
Физкультминутка.
Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:
Мы попрыгаем немножко. (Дети прыгают.)
И похлопаем в ладоши. (Хлопают в ладоши.)
А теперь мы покружились. (Кружатся.)
И на землю опустились. (Садятся на пол близко друг к другу.)
Потянулись, потянулись. (Потягиваются.)
И друг другу улыбнулись. (Поворачивают голову друг к другу и улыбаются.)
Здесь мы вместе: ты и я. (Показывают сначала на соседа, потом на себя.)
Потому что мы – друзья! (Встают, берутся за руки.) [3].
Завершение.
Дети встают вокруг песочницы.
“Итак, мы создали Сказочную страну Эмоций, мы познакомились с ее руководителем – Песочным человеком, побывали в городе Радость. Многое узнали об этом удивительном чувстве. Скажите, радоваться хорошо или плохо? Почему вы так думаете? Как можно улучшить настроение? (Вспомнить что-нибудь весёлое, придумать историю о радостном событии, нарисовать весёлый рисунок…)”.
“Мы же с вами получили бесценный опыт радости от совместной работы, Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните руки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый шар, в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми совместно с ведущим”[5]).
“А теперь пришло время возвращаться назад”. Дети закрывают глазки (звучит музыка ветра). “Откройте глазки. Вот мы с вами вернулись в детский сад”.
Список литературы
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.
- Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Книголюб, 2005.
- Монакова Н.И. “Путешествие с Гномом”. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: "Златоуст", 1998.