Цель:
- способствовать формированию гражданско – патриотических чувств учащихся, любви к своей Родине,
- определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
- затронуть сокровенные чувства в сердцах учеников,
- высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.
Оборудование:
- Компьютер.
- Интерактивна доска.
- Презентация.
- Карточки для практической работы.
- Цветные карандаши, ручка.
- Листы белой бумаги, цветные полоски, трубочка для коктейля.
- Монеты
- Листы цветной бумаги, ножницы, клей.
Ход классного часа
Слайд 1 (Приложение 1)
Звучит песня “С чего начинается Родина” слова М.Матусовского, музыка
В.Баснера.
1. Вступительное слово.
– О чем прозвучала песня? О чем мы сегодня будем с вами говорить?
Мы знаем, что наша речь состоит из слов. Слова бывают разные.
– Какие бывают слова?
Веселые и грустные, маленькие и большие. Вот слово “Оля”. Оно небольшое, ведь Оле всего 8 лет. Вырастет Оля, вырастет и ее имя. Станут ее называть Ольга, а потом Ольга Николаевна.
А еще есть вежливые слова.
– Какие вежливые слова вы знаете?
Есть родные, самые дорогие слова.
– Кто скажет, какие? (Мама, папа, друг.)
Слайд 2
2. Актуализация знаний.
– Но есть самое важное, самое дорогое слово, о нем мы узнаем, если отгадаем кроссворд.
- Течет, течет не вытечет.
Бежит, бежит не выбежит (Река). - Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки). - Он любит ягоды и мёд,
Зимой в берлоге он живет.
Он – симпатичный, правда, ведь!
Мохнатый увалень… (Медведь). - Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна –..(Липа). - Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …. (Олень). - Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
– Какое слово получилось по вертикали? (Родина.)
У каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.
А из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в
одном слове “Родина”. Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться.
2. Сценка “С чего начинается Родина”.
Слайд 3
Рассказчик 1: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него
отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот
появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал
лишний.
Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.
Слайд 4
Рассказчик 1: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.
Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?
Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.
Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.
Слайд 5
Рассказчик 2: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко.
Слайд 6
Рассказчик 1: Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки.
Слайд 7
Рассказчик 2: Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька.
Слайд 8
Рассказчик 1: И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.
Сенька: А вы тут зачем?
Отец: А за тем, за чем и ты.
Дед: Землю свою смотрим.
Слайд 9
Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.
Слайд 10
Рассказчик 2: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной.
Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне
земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.
– Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство,
где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних
стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце,
делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.
– Ребята, а как вы представляете свою Родину?
– Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты
родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
– Как называется то место, где вы родились и растете?
– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или
город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша
общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого
она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и
дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Слайд 11 (Приложение 2)
4. Работа с картой.
Задание № 1 (индивидуальная работа).
– Возьмите листочки, положите их перед собой. Прочитайте 1-ое задание.
Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушонка, и любимая полянка. Это место, где ты родился и вырос.
Страна наша огромна, на тысячи километров раскинулась она с севера на юг и с запада на восток. Кто-то живет в столице, кто-то в небольшом городе или деревне.
Послушайте стихотворение З. Александровой “Родина”.
1. Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.2. У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.3. В лужах первые кораблики.
Над скамейкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.4. Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная
Но у всех она одна!
Практическая работа № 1.
Задание № 2 (работа с привлечением карты).
У нашей страны есть граница, которая протянулась на тысячи километров. Найдите на карте границу России и обведите ее красным карандашом.
Слайд 12
– А как называется наша родина, страна в которой мы живем? (Россия.)
– Но всех нас объединяет то, что мы живем в одной стране, которая называется
Россия, а мы– жители этой страны зовемся россияне.
Слайд 13
– У каждого государства есть главный город – столица. Какой город является столицей России?
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах...
Практическая работа № 2.
Задание № 3.
– Найдите на карте значок, обозначающий город Москву, и подпишите название
города.
– А в каком городе мы с вами живем? (Дальнегорск) Найдите на карте значок,
обозначающий наш город, и подпишите название.
– Посмотрите, какое расстояние отделяет Москву от Дальнегорска. Это 8900
километров. Чтобы нам доехать до Москвы на поезде потребуется 159 часов 35 минут
или 7 суток.
Москва – главный город, где заседает правительство и находятся государственные учреждения, где работает глава нашего правительства – президент РФ.
Слайд 14
– Как зовут ныне действующего президента нашей страны?
– А мы с вами являемся гражданами нашей большой страны Российской Федерации.
1. Я – гражданин России!
И, значит, я обязан
Её законы свято соблюдать,
Беречь природу, хорошо учиться,
А, если нужно, от врагов спасать.2. Я – гражданин России!
Горжусь я этим званьем.
Моя Россия – гордость ты и честь.
Моя Россия – страна родная,
Как хорошо,
Что родилась я здесь!
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
Слайд 15
Практическая работа № 3.
Задание № 5.
– Рассмотрите схему.
Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, соединив их со словами из левого столбика
знать | свою Родину | |
выполнять | природу | |
любить | права | |
охранять | богатства | |
беречь | культурой, языком | |
гордиться | обязанности | |
приумножать | территорию |
(Дети работают самостоятельно.)
Проверка.
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
Слайд 16
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы.)
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
отец отчество Отечество Отчизна |
род родной родители родня Родина |
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
“Отчий дом” – дом твоего отца.
“Отчество” – величание по имени отца.
“Отечество” – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Слова-понятия Родина, Отчизна и Отечество, одинаковые по значению. Слова – синонимы.
Слайд 17
5. Знакомство с Конституцией.
– Основные законы жизни нашей страны записаны в Конституции. Согласно ей все мы обладаем определенными правами и обязанностями.
-Когда в нашей стране отмечается День Конституции? (12 декабря.)
Слайд 18
Права и обязаности.
– Какие права есть у граждан РФ? Отгадайте глядя на картинку.
(Право на обучение, право на труд, право на защиту своих интересов, чести и достоинства, право на отдых.)
– Какие есть обязанности у граждан? (Защищать Родину, уважать и исполнять законы РФ, бережно относиться к природным богатствам нашей страны.)
В Конституции закреплены основные символы нашего государства – герб, флаг, гимн.
Слайд 19
Герб.
Герб – это отличительный знак страны.
Практическая работа № 4.
Я сегодня принесла вам монеты.
Посмотрите внимательно на монеты и скажите:
– Кто изображен?
– Почему у него две головы?
(Орел – птица могучая, сильная, храбрая, а две головы, чтобы смотреть в
разные стороны и охранять нашу родину от врагов.)
- На герб посмотрим: здесь орел
Да не простой – двуглавый.
Символизирует страну
Могучий, величавый.
- В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей
От запада к востоку. - Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно
В порядке ль все, не шёл чтоб враг
Следит он обязательно.
- В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей копьем сраженный.
– Где можно увидеть герб России?
Вывод: Таким образом, Государственный герб Российской Федерации –
отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах,
печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о
рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных
наградах).
Слайд 20
Флаг.
Государственный флаг является символом государства. Государственный флаг
России постоянно развевается над зданием администрации Президента,
Правительства, совета Федерации и Государственной думы, областных и районных
органов местного самоуправления. Государственный флаг является отличительным
знаком для воздушных и морских судов России.
– Какие цвета у флага Российской Федерации?
1. Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)
2. Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)
3. Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко... (красным)
– Что символизируют цвета российского флага?
Белый цвет – свобода, гордость, слава,
Синий цвет – покров родной страны,
Красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!
Бело-сине-красный флаг стал снова государственным. Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую Федерацию.
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!!!
Практическая работа № 5.
– А сейчас мы попробуем с вами сделать флаг России из цветных полосок и трубочки для коктейля. (ученики выполняют работу)
Слайд 21
Гимн. (Приложение 3)
– Что за музыка прозвучала?
Гимн – это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Мы
слышим его множество раз за свою жизнь, во всех торжественных случаях.
Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией и
текстом. Он исполняется в случаях, предусмотренных законом.
Гимн Российской Федерации написали два человека. С. Михалков написал слова,
музыку написал А.Александров.
Мы учили его наизусть в 1 классе. Давайте исполним Гимн Российской Федерации.
Его исполняют стоя.
(Ученики исполняют 1-й куплет гимна России стоя.)
Гимн России (слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова):
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Слайд 22
Голосование.
А ещё в конституции записано право каждого гражданина, голосовать по важным делам государства. Голосовать – от слова “голос”. Представьте себе, если все граждане одновременно будут кричать в голос. Что из этого получится. Один говорит – да, другой – нет. Как понять, сколько человек сказали “да”, а сколько “нет”. Поэтому придумали поднимать руку. Сразу видно кто поднял, а кто нет, и посчитать легко.
– А сейчас я предлагаю вам тоже поучаствовать в голосовании. На голосование выносится вопрос: кто за то, чтобы на Земле был мир?
Кто за то, чтобы наш класс был дружным?
Практическая работа № 6.
– А теперь положите перед собой лист цветной бумаги и аккуратно обведите свою ладонь. Теперь вырежьте и приклей те на этот круг, на котором написано “Мы голосуем за мир и дружбу!”
(Дети обводят свои ладошки, вырезают и по очереди приклеивают на цветок.)
(Во время работы звучат песни “Я живу в России” (Приложение 4) и “Этот мир” Р.Гуцалюк.) (Приложение 5)
Слайд 23
- Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой, - Это небо и солнце.
Это хлеб на столе.
И родное оконце в позабытом селе... - Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Итог занятия.
– Чему был посвящён наш классный час? Что вы узнали сегодня?
– Наш классный час окончен, всего вам доброго. Я надеюсь, вы будете настоящими
гражданами России.
(Вручение памятных открыток.) (Приложение 6)
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Исполнение учениками песни “Росиночка-Россия”Е.Зарицкая (Приложение 7)
1. Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.
Припев:
Росиночка-Россия –
Похожие слова.
Росиночка-Россия –
Высокая трава,
Росиночка-Россия –
Широкие края.
Росиночка-Россия –
Родная ты моя.2. Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни.
Пляшет девичья коса,
Пляшет девичья коса,
Где во поле роса.
Припев (медленно):
Росиночка-Россия –
Похожие слова.
Росиночка-Россия –
Высокая трава,
Росиночка-Россия –
Широкие края.
Росиночка-Россия –
Родная ты моя.
Припев (нормально):
Росиночка-Россия –
Похожие слова.
Росиночка-Россия –
Высокая трава,
Росиночка-Россия –
Широкие края.
Росиночка-Россия –
Родная ты моя.