Классный час "Мы – граждане России"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • способствовать формированию гражданско – патриотических чувств учащихся, любви к своей Родине,
  • определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
  • затронуть сокровенные чувства в сердцах учеников,
  • высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Интерактивна доска.
  • Презентация.
  • Карточки для практической работы.
  • Цветные карандаши, ручка.
  • Листы белой бумаги, цветные полоски, трубочка для коктейля.
  • Монеты
  • Листы цветной бумаги, ножницы, клей.

Ход классного часа

Слайд 1 (Приложение 1)

Звучит песня “С чего начинается Родина” слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.

1. Вступительное слово.

– О чем прозвучала песня? О чем мы сегодня будем с вами говорить?

Мы знаем, что наша речь состоит из слов. Слова бывают разные.

– Какие бывают слова?

Веселые и грустные, маленькие и большие. Вот слово “Оля”. Оно небольшое, ведь Оле всего 8 лет. Вырастет Оля, вырастет и ее имя. Станут ее называть Ольга, а потом Ольга Николаевна.

А еще есть вежливые слова.

– Какие вежливые слова вы знаете?

Есть родные, самые дорогие слова.

– Кто скажет, какие? (Мама, папа, друг.)

Слайд 2

2. Актуализация знаний.

– Но есть самое важное, самое дорогое слово, о нем мы узнаем, если отгадаем кроссворд.

  1. Течет, течет не вытечет.
    Бежит, бежит не выбежит (Река).
  2. Желтые глазки в белых ресничках,
    Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
    Землю собою они украшают,
    На лепестках их порою гадают
    Бабочки любят их, любят букашки
    Эти цветочки зовутся (Ромашки).
  3. Он любит ягоды и мёд,
    Зимой в берлоге он живет.
    Он – симпатичный, правда, ведь!
    Мохнатый увалень… (Медведь).
  4. Это дерево цветет,
    Аромат и мед дает.
    И спасает нас от гриппа,
    От простуд царевна –..(Липа).
  5. Стройный, быстрый,
    Рога ветвисты.
    Скачет по лесу весь день,
    Называется …. (Олень).
  6. Русская красавица
    Стоит на поляне,
    В зеленой кофточке,
    В белом сарафане. (Береза.)

– Какое слово получилось по вертикали? (Родина.)

У каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.
А из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”. Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться.

2. Сценка “С чего начинается Родина”.

Слайд 3

Рассказчик 1: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Слайд 4

Рассказчик 1: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.

Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.

Слайд 5

Рассказчик 2: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко.

Слайд 6

Рассказчик 1: Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки.

Слайд 7

Рассказчик 2: Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька.

Слайд 8

Рассказчик 1: И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.

Сенька: А вы тут зачем?

Отец: А за тем, за чем и ты.

Дед: Землю свою смотрим.

Слайд 9

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.

Слайд 10

Рассказчик 2: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

– Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.

– Ребята, а как вы представляете свою Родину?

– Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Как называется то место, где вы родились и растете?

– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

Слайд 11 (Приложение 2)

4. Работа с картой.

Задание № 1 (индивидуальная работа).

– Возьмите листочки, положите их перед собой. Прочитайте 1-ое задание.

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушонка, и любимая полянка. Это место, где ты родился и вырос.

Страна наша огромна, на тысячи километров раскинулась она с севера на юг и с запада на восток. Кто-то живет в столице, кто-то в небольшом городе или деревне.

Послушайте стихотворение З. Александровой “Родина”.

1. Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

2. У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

3. В лужах первые кораблики.
Над скамейкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

4. Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная
Но у всех она одна!

Практическая работа № 1.

Задание № 2 (работа с привлечением карты).

У нашей страны есть граница, которая протянулась на тысячи километров. Найдите на карте границу России и обведите ее красным карандашом.

Слайд 12

– А как называется наша родина, страна в которой мы живем? (Россия.)
– Но всех нас объединяет то, что мы живем в одной стране, которая называется Россия, а мы– жители этой страны зовемся россияне.

Слайд 13

– У каждого государства есть главный город – столица. Какой город является столицей России?

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах...

Практическая работа № 2.

Задание № 3.

– Найдите на карте значок, обозначающий город Москву, и подпишите название города.
– А в каком городе мы с вами живем? (Дальнегорск) Найдите на карте значок, обозначающий наш город, и подпишите название.
– Посмотрите, какое расстояние отделяет Москву от Дальнегорска. Это 8900 километров. Чтобы нам доехать до Москвы на поезде потребуется 159 часов 35 минут или 7 суток.

Москва – главный город, где заседает правительство и находятся государственные учреждения, где работает глава нашего правительства – президент РФ.

Слайд 14

– Как зовут ныне действующего президента нашей страны?
– А мы с вами являемся гражданами нашей большой страны Российской Федерации.

1. Я – гражданин России!
И, значит, я обязан
Её законы свято соблюдать,
Беречь природу, хорошо учиться,
А, если нужно, от врагов спасать.

2. Я – гражданин России!
Горжусь я этим званьем.
Моя Россия – гордость ты и честь.
Моя Россия – страна родная,
Как хорошо,
Что родилась я здесь!

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?

Слайд 15

Практическая работа № 3.

Задание № 5.

– Рассмотрите схему.

Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, соединив их со словами из левого столбика

знать   свою Родину
выполнять природу
любить права
охранять богатства
беречь культурой, языком
гордиться обязанности
приумножать территорию

(Дети работают самостоятельно.)

Проверка.

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

Слайд 16

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы.)

– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?

отец
отчество
Отечество
Отчизна 
род родной
родители
родня
Родина

– Почему слова каждой группы мы называем родственными?

Родина берёт начало с отчего дома.

“Отчий дом” – дом твоего отца.

“Отчество” – величание по имени отца.

“Отечество” – земля наших отцов.

– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова-понятия Родина, Отчизна и Отечество, одинаковые по значению. Слова – синонимы.

Слайд 17

5. Знакомство с Конституцией.

– Основные законы жизни нашей страны записаны в Конституции. Согласно ей все мы обладаем определенными правами и обязанностями.

-Когда в нашей стране отмечается День Конституции? (12 декабря.)

Слайд 18

Права и обязаности.

– Какие права есть у граждан РФ? Отгадайте глядя на картинку.

(Право на обучение, право на труд, право на защиту своих интересов, чести и достоинства, право на отдых.)

– Какие есть обязанности у граждан? (Защищать Родину, уважать и исполнять законы РФ, бережно относиться к природным богатствам нашей страны.)

В Конституции закреплены основные символы нашего государства – герб, флаг, гимн.

Слайд 19

Герб.

Герб – это отличительный знак страны.

Практическая работа № 4.

Я сегодня принесла вам монеты.

Посмотрите внимательно на монеты и скажите:
– Кто изображен?
– Почему у него две головы?

(Орел – птица могучая, сильная, храбрая, а две головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять нашу родину от врагов.)

  1. На герб посмотрим: здесь орел
    Да не простой – двуглавый.
    Символизирует страну
    Могучий, величавый.
  2. В Европе с Азией страна
    Раскинулась широко –
    Меж океанов и морей
    От запада к востоку.
  3. Вот и взирает птица-царь
    В две стороны внимательно
    В порядке ль все, не шёл чтоб враг
    Следит он обязательно.
  4. В руках держава, скипетр есть,
    Над главами – короны.
    И всадник на коне верхом,
    И змей копьем сраженный.

– Где можно увидеть герб России?

Вывод: Таким образом, Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах).

Слайд 20

Флаг.

Государственный флаг является символом государства. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, совета Федерации и Государственной думы, областных и районных органов местного самоуправления. Государственный флаг является отличительным знаком для воздушных и морских судов России.

– Какие цвета у флага Российской Федерации?

1. Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)

2. Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)

3. Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко... (красным)

– Что символизируют цвета российского флага?

Белый цвет – свобода, гордость, слава,
Синий цвет – покров родной страны,
Красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!

Бело-сине-красный флаг стал снова государственным. Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую Федерацию.

Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!!!

Практическая работа № 5.

– А сейчас мы попробуем с вами сделать флаг России из цветных полосок и трубочки для коктейля. (ученики выполняют работу)

Слайд 21

Гимн. (Приложение 3)

– Что за музыка прозвучала?

Гимн – это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Мы слышим его множество раз за свою жизнь, во всех торжественных случаях.
Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией и текстом. Он исполняется в случаях, предусмотренных законом.
Гимн Российской Федерации написали два человека. С. Михалков написал слова, музыку написал А.Александров.

Мы учили его наизусть в 1 классе. Давайте исполним Гимн Российской Федерации. Его исполняют стоя.

(Ученики исполняют 1-й куплет гимна России стоя.)

Гимн России (слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова):

1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Слайд 22

Голосование.

А ещё в конституции записано право каждого гражданина, голосовать по важным делам государства. Голосовать – от слова “голос”. Представьте себе, если все граждане одновременно будут кричать в голос. Что из этого получится. Один говорит – да, другой – нет. Как понять, сколько человек сказали “да”, а сколько “нет”. Поэтому придумали поднимать руку. Сразу видно кто поднял, а кто нет, и посчитать легко.

– А сейчас я предлагаю вам тоже поучаствовать в голосовании. На голосование выносится вопрос: кто за то, чтобы на Земле был мир?

Кто за то, чтобы наш класс был дружным?

Практическая работа № 6.

– А теперь положите перед собой лист цветной бумаги и аккуратно обведите свою ладонь. Теперь вырежьте и приклей те на этот круг, на котором написано “Мы голосуем за мир и дружбу!”

(Дети обводят свои ладошки, вырезают и по очереди приклеивают на цветок.)

(Во время работы звучат песни “Я живу в России” (Приложение 4) и “Этот мир” Р.Гуцалюк.) (Приложение 5)

Слайд 23

  1. Берегите Россию –
    Нет России другой.
    Берегите ее тишину и покой,
  2. Это небо и солнце.
    Это хлеб на столе.
    И родное оконце в позабытом селе...
  3. Берегите Россию –
    Без неё нам не жить.
    Берегите её,
    Чтобы вечно ей быть!

Итог занятия.

– Чему был посвящён наш классный час? Что вы узнали сегодня?
– Наш классный час окончен, всего вам доброго. Я надеюсь, вы будете настоящими гражданами России.

(Вручение памятных открыток.) (Приложение 6)

Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Исполнение учениками песни “Росиночка-Россия”Е.Зарицкая (Приложение 7)

1. Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.

Припев:

Росиночка-Россия –
Похожие слова.
Росиночка-Россия –
Высокая трава,
Росиночка-Россия –
Широкие края.
Росиночка-Россия –
Родная ты моя.

2. Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни.
Пляшет девичья коса,
Пляшет девичья коса,
Где во поле роса.

Припев (медленно):

Росиночка-Россия –
Похожие слова.
Росиночка-Россия –
Высокая трава,
Росиночка-Россия –
Широкие края.
Росиночка-Россия –
Родная ты моя.

Припев (нормально):

Росиночка-Россия –
Похожие слова.
Росиночка-Россия –
Высокая трава,
Росиночка-Россия –
Широкие края.
Росиночка-Россия –
Родная ты моя.