Цели:
- Дать представление о политическом развитии России в XVII веке.
- Показать укрепление самодержавной власти при первых Романовых.
- Охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII в.
- Выяснить причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в XVII в.
- Определить актуальность реформы приказной системы.
- Продолжить знакомство с документальными материалами данного периода.
Основные понятия: самодержавие, Боярская Дума, Приказы, Земские соборы, воеводы уезды, стан, волость, земские и губные избы, разряд, Соборное уложение.
Оборудование: презентация «Политическое развитие России в XVII в.». (Приложение) Рабочие тетради к учебнику «Данилов А.А. История России. Конец XVI–XVIII вв. 7 класс – М.: Просвещение, 2011–2013.»
Ход урока
Организационный момент
Объявление темы урока и постановка учащимися цели урока
Слайд 1.
Учитель: «Посмотрите на название темы и плана урока. Определите на основание этого цель урока. Вспомните, что означает слово «политическое».
Учащиеся должны примерно ответить: это слово означает управление государством. Так как в теме есть слово «развитие», значит в XVII веке по сравнению с XVI в. Происходят изменения.
Предположим, что в плане перечислены названия органов управления государством. Значит, нам надо узнать, какую роль они играли, кто в них входил. Так как в 1 пункте указана фамилия царей первых Романовых, значит, нам надо выяснить какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.
Таким образом, можно поставить цель: узнать, как изменилось управление государством. Доказать, что в XVII в. происходило усиление самодержавия. Слайд 3.
I. Проверка домашнего задания:
Для того, чтобы узнать, кто входил в состав органов управления, нам надо вспомнить основные сословия.
Дайте определение, что такое сословие.
Слайд 5. Установите соответствия между понятиями и определениями.
1 | Приказные люди | А | Были полной собственностью дворян, монастырей, бояр, царской семьи. |
2 | Казаки | Б | Сохраняли личную свободу и несли государственную повинность. |
3 | Черносошные крестьяне | В | Часть этой категории населения жила в белых слободах, не облагаемых податью до середины XVII |
4 | Владельческие крестьяне | Г | Особое военно-служилое сословие. |
5 | Городское население | Д | Руководители делопроизводства в органах центральной исполнительной власти. |
II. Изучение нового материала.
План:
1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
2. Земские соборы.
3. Боярская дума.
4. Приказы.
5. Местные управления.
6. Законы. Соборное уложение 1649 г.
Слайд 6. Рассматривается система государственного устройства России в XVII в. Если нажимать курсором на элементы (рисунки) схемы, то можно по гиперссылке перейти на слайд с соответствующим понятием и вернуться обратно.
Учитель, рассказывает, используя, слайды 7,8 по первому пункту плана в объеме учебника А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век.
1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти
Закрепление материала. Задание 2 в рабочей тетради к учебнику.
Проведите стрелки и заполните пропуски в схеме.
Пункты плана 2, 3, 4. Работа в группах. Учащиеся выполняют самостоятельно по тексту учебника. 1 группа – Земские соборы. 2 группа – Боярская дума. 3 группа – Приказы. Учащиеся должны ответить на вопросы:
– какую роль они играли,
– кто в них входил,
– какие вопросы (дела) решали,
– какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.
В итоге доказать, что в XVII в. происходило усиление самодержавия.
Для афиширования ответов учеников можно использовать материал на Слайдах 10–14.
5. Местное управление.
Слайд 15. Учитель рассказывает о воеводах.
Слайд 16. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выполняют задание 3 в рабочей тетради. Соотнесите термины и его объяснение.
Термины | Объяснения |
1) Уезды. | А) Административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом. |
2) Стан. | Б) Административно-территориальная единица, часть уезда. |
3) Волость. | В) Военно-административная единица, объединявшая группу городов-крепостей для обороны от внешних врагов. |
4) Воевода. | Г) Основная административно-территориальная единица в XVII в. |
5) Земские и губные избы. | Д) Глава уезда, приграничного города. |
6) Разряд. | Е) Органы местного самоуправления. |
6. Законы. Соборное уложение 1649 года.
Рассказ учителя. Слайд 17.
– В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение – общерусский свод законов.
В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.
– В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) – это означало окончательное закрепощение крестьян.
Вывод по теме урока можно сделать по Слайду 18 или схеме на Слайде 19.
– Таким образом, в течение 17 века усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества.
III. Закрепление изученного материала.
Слайд 20. Установите соответствие между органами власти и возложенными на них функциями.
1-й вариант.
Органы власти. | Функции. | ||
1 | Боярская Дума. | А | Распределение дворян и бояр на царскую службу, сбор налогов с поместий и вотчин. |
2 | Приказы. | Б | Осуществление судебной и административной власти в приграничных городах. |
3 | Земские соборы. | В | Обсуждение законов, введение новых налогов. |
4 | Воеводы. | Г | Представление царю нужд и просьб различных слоев населения. |
2-й вариант.
Органы власти. | Функции. | ||
1 | Боярская Дума. | А | Рассмотрение жалоб и прошений поместного дворянства, земельные пожалования. |
2 | Приказы. | Б | Осуществление военной и административной власти на местах. |
3 | Земские соборы. | В | Обсуждение вопросов войны и мира. |
4 | Воеводы. | Г | Представительство перед царем интересов населения. |
5. Подведение итога урока.
Выставление оценок. Рефлексия.
6. Домашнее задание:§6, вопросы, записи, термины, рабочая тетрадь.
Использованные УМК:
- Данилов А.А. История России. Конец XVI–XVIII вв. 7 класс – М.: Просвещение, 2011–2013.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII вв. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2011–2013.
- История России. Конец XVI– XVIII вв.7 класс: поурочные планы по учебнику А.А Данилова, Л.Г. Косулиной/авт.-сост. Н.Ю.Колисниченко.– 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 447 с.