Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 156 г. Самара.

1. Предмет: русский язык.

2. Класс: 2 класс.

3. Тема и номер урока в теме: урок № 1 в теме “Собственные и нарицательные имена существительные”. Тема “Части речи”.

4. Базовый учебник: “Школа России” В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык” Москва “Просвещение” 2012г. 2 часть.

5. Цель урока: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; развивать орфографическую зоркость.

6. Задачи:

  • обучающие: актуализировать знания детей об именах существительных, расширить представление расширить представление о правописании имён собственных; совершенствовать орфографическую зоркость;
  • развивающие: создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;
  • воспитательные: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры общения, умение работать самостоятельно и коллективно.

7. Тип урока: урок изучения нового материала.

8. Вид урока: смешанный.

9. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

10. Необходимое техническое оборудование и дидактический материал:

  • экран, проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику;
  • Кимы “Русский язык” В.А. Синякова Москва “Вако” 2013;
  • распечатка заданий для работы в группах;
  • учебник и рабочая тетрадь;
  • раздаточный материал “Русский язык” В.П. Канакина Москва “Просвещение” 2013.

Планируемые результаты

Предметные умения:
  • уметь различать имена существительные собственные и нарицательнве
  • объяснять лексическое
  • значение слов;
  • уметь использовать специальную терминологию при определении части речи;
  • уметь находить и исправлять орфографические ошибки.
Личностные УУД:
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и её результатом;
  • определять правила работы в группах;
  • определять общие для всех правила поведения.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • умение работать по плану;
  • высказывать своё предположение на основе учебного материала;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала.
  • коммуникативные УУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Технологии, используемые на уроке.

Этап урока. Название технологии. время (мин)
1. Чистописание. ИКТ 3 мин.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока. ИКТ 1 мин.
3. Самоопределение к деятельности. Электронное приложение к учебнику;
технология развития критического мышления
2 мин.

4 мин.

4. Физкультминутка. ИКТ 5 мин.
5. Работа по теме урока. Создание ученических ситуаций;
ИКТ
10 мин.

5 мин.

6. Самостоятельная работа. Создание ученических ситуаций;
ИКТ
5 мин.
7. Подведение итогов. ИКТ 2 мин.

Ход урока

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика. УУД Прогнозируемые результаты.
1. Мотивация. Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Дети кладут руки на плечи впереди стоящему человеку. Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и её результатом

Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.
2. Чистописание. Рассмотреть образец написания букв Жж.
– Из каких элементов состоит данная буква?
– Характеристика звука.
– Запись слов начинающихся на данную букву.
Рассмотреть образец написания данной буквы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Написание букв в тетради.

Регулятивные :

определять и формулировать цель

деятельности на уроке.

Умение графически правильно выполнить работу.
3. Актуализация знаний. 1. Словарная работа.

На экране кроссворд, в который надо вставить изученные словарные слова.

Взаимопроверка слов по словарю учебника.

2. Игра “Исправь ошибки”.

Машина мчялас по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывёт на улице пушкинской.

Работают в парах: взаимопроверка тетрадей, оценивание работы товарища.

Списывают предложения и исправляют ошибки. Доказать правильность исправленных ошибок.

Регулятивные:
осуществлять контроль и самоконтроль.

Познавательные:
находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
работать в паре.

Умение участвовать в диалоге.

Умение писать словарные слова.

Умение находить и исправлять орфографические ошибки.

4. Самоопределение к деятельности. – Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы.
– К какой части речи они относятся?
– Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?
– Как можно классифицировать эти слова?
– Откройте учебник на стр. 51 и прочитайте тему урока.
– Определите цели данного урока.
– Выделите в данной теме: уже известный вам материал и новый. Работа в парах.
Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.

Личностные:
определять правила работы в парах.

Познавательные:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала;
проводить анализ учебного материала.

Умение различать имена собственные и нарицательные;

использовать специальную терминологию при определении части речи; находить в тексте имена существительные.

5. Физкульт-минутка.        
6. Работа по теме урока. – Прочитайте правило на стр. 52.
– Какие имена существительные называются собственными.
– Подбери примеры из окружающего мира.
– Работа в группах: каждая группа подбирает по несколько имён собственных. Написание слов на доске. Побеждает та группа, которая написала наибольшее количество слов грамотно.
– Прочитайте правило на стр. 53.
– Какие имена существительные называются нарицательными.
– Подбери примеры из окружающего мира.

Запись в тетрадь имён собственных и нарицательных.

Чтение правил в учебнике.

Работа в группах.

Написание собственных и нарицательных имён существительных.

Самопроверка записанных слов.

Личностные:
определять правила работы в группах.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
умение работать по плану.

Познавательные:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала.

Умение различать имена собственные и нарицательные;
использовать специальную терминологию при определении части речи;
работать с несколькими источниками информации;
распределять имена существительные в тематические группы предметов;
подбирать примеры на изученную орфограмму.
7. Самостоятельная работа. – Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный (Ш, ш) арик. Дом охраняет (Ш, ш) арик. На девочке надета (Б,б)елая блузка. Мы плывём по реке (Б,б)елая.

Самопроверка по образцу на экране, самооценка.

Выполнение самостоятельной работы и самопроверка.

Проверка по образцу.

Проговаривание правил, выученных на уроке.

Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
умение работать по плану.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:
проводить анализ учебного материала.

Умение при проверке осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах.
8. Подведение итогов. Рефлексия. Работа в КИМах.

Ответить на вопросы.

– Как вы научились классифицировать имена существительные?
– Какую орфограмму повторили на уроке?
– Что нужно помнить о написании этой орфограммы?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
Д/з упр. 91. Выучить правило.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют результаты выполнения учащимися заданий. Анализируют свою работу на уроке. Формулируют выводы. Слушают друг друга.

Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и её результатом

Способность самооценки, как личностный результат.