Цель:
- Общая дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысливания и закрепления знаний по творчеству Пришвина.
- Образовательная цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина “Выскочка”, создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
- Развивающая цель: умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, воображение.
- Воспитательная цель: развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.
Планируемые результаты:
- Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа.
- Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.
- Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)
Структура урока
I. Организационный момент
– Добрый день дети.
Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой.
Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно
II. Мобилизующий этап
1. Постановка проблемы
(На слайде – пейзажная картина, музыкальный фон – голоса птиц)
– Вам нужно будет определить тему раздела, который мы сегодня с вами начинаем
– Внимание – смотрим на картину и слушаем
– Посмотрев на картину и услышав голоса птиц, скажите какой раздел, мы будем начинать
(Презентация. Слайд “Мы и природа”)
– Узнай птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать
Ученик читает:
У птицы есть прозвище – белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост– длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.
Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница
Речевая разминка
Скороговорка (сорока и скороговорка–слайд на доске)
Три сороки-тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
2. Формулирование темы и цели урока
– Какой писатель и какое его произведение открывают этот раздел вы определите сами.
– Для этого послушайте отрывки из произведений и определите их названия и авторов
Игра: “Послушай – узнай – назови”
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед. (“Ребята и утята”, М.Пришвин)
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. (“Золотой луг” М.Пришвин)
А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
– Откуда же это в лесу взялся хлеб? (“Лисичкин хлеб”, М.Пришвин)
– О творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?
Слайд “М.М. Пришвин и его произведение”
– Если вы правильно выполните задание, то узнаете названия произведения
Работа в парах
В | П | А | К 7 | Т |
В1 | С 3 | Л | Н | Е |
Ё | Ф | Ы 2 | Е | Л |
Л | М | Д | К 4 | Ш |
Ч 6 | И | А 8 | Ж | О 5 |
Какое слово получилось?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью
М.М. Пришвин и его произведение “Выскочка” (слайд)
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель, ориентируясь на опорные слова
Слайд на доске
Цель:
– Совершенствовать знания о ___________М.М. Пришвина;
Учиться ис__________ идейно-______________ ____________ произведения “Выскочка” и п_________ , в__________ ________ его
III. Знакомство с биографией М.М. Пришвина
Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина.
Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники, а остальные будут работать в паре. Во время выступления ребята будут делать остановки, а вы должны будете найти подходящий пункт из составленного плана, поставить номер, по порядку (слайд).
(Певец природы, сведения из автобиографии, тайны природы научился понимать с детства)
– Слушаем внимательно и анализируем
Проверка по эталону
- Сведения из автобиографии
- Тайны природы научился понимать с детства
- Певец природы
1-й ученик: М. Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
2-й ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. “Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются”, – говорил Пришвин.
3-й ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что–то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах “Золотой луг”, “Лисичкин хлеб”, “Дятел”, “Последние грибы”, “Гости” писатель раскрывает эти чудеса перед нами.
Обобщение:
– Какие рассказы Пришвина Вы читали?
Учитель: В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее Этого человека по праву можно назвать “Певцом природы” Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу
IV. Работа с текстом. Осмысление
Переходим к чтению произведения “Выскочка”.
– Кого в жизни люди называют выскочкой? (Человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его.)
– Давайте обратимся к “Толковому словарю” Ожегова.
Как там раскрыто значение этого слова?
– Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам (“Толковый словарь”, Ожегов).
Словарная работа (в паре)
Бдительность – внимательность, настороженность
срам – стыд и позор
радужный – разноцветный
выводок – птенцы, выведенные одной матерью (птицей)
поскакала – дуром – двигалась странно
с заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении
На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность
улучила момент – нашла подходящее время
– Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.
– Все ваши предположения проверим , когда познакомимся с этим произведением.
Для этого мы применим один из способов работы с текстом – чтение с остановками
Отдых для глаз
Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз.
Перевести взгляд на цветной круг
Первичное чтение
Читает ученица. 1-я остановка
Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки
– Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?
Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
Читает ученик. 2-я остановка
Что случилось? Ребята , ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
3-я остановка
Про кого говорит автор – в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
Как повела себя Выскочка?
Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?
4-я остановка. Читает учитель.
– Что же произошло между героями?
– Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
– Как отнеслись к этому её сородичи? (С осуждением, посмеялись над ней – нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста.)
– Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
– Какое чувство вызвала у вас сорока? (Чувства насмешки, сострадания.)
– К какому жанру относится это произведение?
– Какой это рассказ художественный или научно-познавательный (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация).
– О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (Описывает повадки животных, поведение.)
Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?
– Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (Автор использует прием наделения животных качеством человека.)
– Ответь на вопрос : можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
– Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
Состояние природы прослеживается в состоянии человека
Сам Пришвин говорил: “Я ведь, друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и думаю”
Физкультминутка (тренажер для глаз)
V. Закрепление. Выборочное чтение
Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.
Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина “Выскочка”.
Задачи исследования:
- Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев.
- Определить главную мысль произведения.
– Будем постигать глубину мысли писателя и выясним – чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.
Работа в группах
Найти средства художественной выразительности, которыми автор раскрывает образ героев
Какие средства выразительности вы знаете? (Слайд)
1-я группа
Описание Вьюшки
(Веселая собачка, охотничья собака– эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
2-я группа
Описание сороки до происшествия
С заскоком, в семье не без урода – крылатое выражение.
С пыльцой в голове – метафора
Поскакала дуром – быстро, не подумав
Хвост радужный, блестящая, проворная – эпитеты
Воровка яиц – метафора
3-я группа
Описание сороки после схватки
– Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
– С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)
– Какой художественный приём автор использует (ирония)?
– Кому из читателей удалось точнее передать голосом иронию?
4-я группа
Для описания действий героев автор использует много глаголов.
Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость
(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)
Проверка
А сколько, времени ей не хватило, чтобы утащить кость?
Прочитайте этот напряженный момент, постарайтесь передать голосом чувство, которое испытывала Выскочка в это время.
Самый напряженный момент в рассказе называется кульминацией.
Какой эпизод рассказа изобразил художник на иллюстрации, найдите в тексте. Зачитайте его, передавая голосом своё отношение к героям.
Работа над выразительным чтением. Средства выразительности.
Сравнение. Работа в парах, составление схем.
Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки
Какая она была до схватки? (Заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная)
После схватки – жалкая, общипанная, без хвоста.
Работа в группах
Прочитать эпизод, как сорока пошла на воровство.
– Как вы думаете понравилось ли это сородичам? (Они были недовольны, возмущены, им было досадно)
– Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?
А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)
Попробуйте передать это настроение при чтении.
Итог урока
Кто главный герой рассказа?
Название рассказа отражает тему или основную мысль произведения
Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор?
(Не надо быть выскочкой)
Рефлексия
– Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).
– Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод.
– Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке (высказывание ребят).
– А теперь оцените работу всего класса (оценка детей).
Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.
Слайд “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Закончи предложение
Рассказ “Выскочка” ………………….
Сегодня на уроке я понял, что…………….
Мне захотелось……………...
Дифференцированное домашнее задание
- Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку (по выбору).
- Творческий пересказ от имени Вьюшки( кто затрудняется сделает обычный пересказ).
- Читать рассказы М.М. Пришвина.
Спасибо за урок!
Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.