Урок литературного чтения в системно-деятельностном подходе "М.М. Пришвин "Выскочка""

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Общая дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысливания и закрепления знаний по творчеству Пришвина.
  • Образовательная цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина “Выскочка”, создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
  • Развивающая цель: умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, воображение.
  • Воспитательная цель: развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа.
  2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.
  3. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.
  4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)

Структура урока

I. Организационный момент

– Добрый день дети.

Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой.

Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно

II. Мобилизующий этап

1. Постановка проблемы

(На слайде – пейзажная картина, музыкальный фон – голоса птиц)

– Вам нужно будет определить тему раздела, который мы сегодня с вами начинаем

– Внимание – смотрим на картину и слушаем

– Посмотрев на картину и услышав голоса птиц, скажите какой раздел, мы будем начинать

(Презентация. Слайд “Мы и природа”)

– Узнай птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать

Ученик читает:

У птицы есть прозвище – белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост– длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.

Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница

Речевая разминка

Скороговорка (сорока и скороговорка–слайд на доске)

Три сороки-тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

2. Формулирование темы и цели урока

– Какой писатель и какое его произведение открывают этот раздел вы определите сами.

– Для этого послушайте отрывки из произведений и определите их названия и авторов

Игра: “Послушай – узнай – назови”

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед. (“Ребята и утята”, М.Пришвин)

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. (“Золотой луг” М.Пришвин)

А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб? (“Лисичкин хлеб”, М.Пришвин)

– О творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд “М.М. Пришвин и его произведение”

– Если вы правильно выполните задание, то узнаете названия произведения

Работа в парах

В П А К 7 Т
В1 С 3 Л Н Е
Ё Ф Ы 2 Е Л
Л М Д К 4 Ш
Ч 6 И А 8 Ж О 5

Какое слово получилось?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью

М.М. Пришвин и его произведение “Выскочка” (слайд)

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель, ориентируясь на опорные слова

Слайд на доске

Цель:

– Совершенствовать знания о ___________М.М. Пришвина;

Учиться ис__________ идейно-______________ ____________ произведения “Выскочка” и п_________ , в__________ ________ его

III. Знакомство с биографией М.М. Пришвина

Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина.

Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники, а остальные будут работать в паре. Во время выступления ребята будут делать остановки, а вы должны будете найти подходящий пункт из составленного плана, поставить номер, по порядку (слайд).

(Певец природы, сведения из автобиографии, тайны природы научился понимать с детства)

– Слушаем внимательно и анализируем

Проверка по эталону

  1. Сведения из автобиографии
  2. Тайны природы научился понимать с детства
  3. Певец природы

1-й ученик: М. Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

2-й ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. “Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются”, – говорил Пришвин.

3-й ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что–то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах “Золотой луг”, “Лисичкин хлеб”, “Дятел”, “Последние грибы”, “Гости” писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

Обобщение:

– Какие рассказы Пришвина Вы читали?

Учитель: В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее Этого человека по праву можно назвать “Певцом природы” Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу

IV. Работа с текстом. Осмысление

Переходим к чтению произведения “Выскочка”.

– Кого в жизни люди называют выскочкой? (Человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его.)

– Давайте обратимся к “Толковому словарю” Ожегова.

Как там раскрыто значение этого слова?

– Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам (“Толковый словарь”, Ожегов).

Словарная работа (в паре)

Бдительность – внимательность, настороженность

срам – стыд и позор

радужный – разноцветный

выводок – птенцы, выведенные одной матерью (птицей)

поскакала – дуром – двигалась странно

с заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении

На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность

улучила момент – нашла подходящее время

– Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.

– Все ваши предположения проверим , когда познакомимся с этим произведением.

Для этого мы применим один из способов работы с текстом – чтение с остановками

Отдых для глаз

Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз.

Перевести взгляд на цветной круг

Первичное чтение

Читает ученица. 1-я остановка

Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки

– Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?

Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

Читает ученик. 2-я остановка

Что случилось? Ребята , ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

3-я остановка

Про кого говорит автор – в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?

Как повела себя Выскочка?

Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?

4-я остановка. Читает учитель.

– Что же произошло между героями?

– Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

– Как отнеслись к этому её сородичи? (С осуждением, посмеялись над ней – нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста.)

– Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

– Какое чувство вызвала у вас сорока? (Чувства насмешки, сострадания.)

– К какому жанру относится это произведение?

– Какой это рассказ художественный или научно-познавательный (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация).

– О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (Описывает повадки животных, поведение.)

Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?

– Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (Автор использует прием наделения животных качеством человека.)

– Ответь на вопрос : можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

– Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

Состояние природы прослеживается в состоянии человека

Сам Пришвин говорил: “Я ведь, друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и думаю”

Физкультминутка (тренажер для глаз)

V. Закрепление. Выборочное чтение

Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.

Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина “Выскочка”.

Задачи исследования:

  1. Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев.
  2. Определить главную мысль произведения.

– Будем постигать глубину мысли писателя и выясним – чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.

Работа в группах

Найти средства художественной выразительности, которыми автор раскрывает образ героев

Какие средства выразительности вы знаете? (Слайд)

1-я группа

Описание Вьюшки

(Веселая собачка, охотничья собака– эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

2-я группа

Описание сороки до происшествия

С заскоком, в семье не без урода – крылатое выражение.

С пыльцой в голове – метафора

Поскакала дуром – быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная – эпитеты

Воровка яиц – метафора

3-я группа

Описание сороки после схватки

– Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке

– С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)

– Какой художественный приём автор использует (ирония)?

– Кому из читателей удалось точнее передать голосом иронию?

4-я группа

Для описания действий героев автор использует много глаголов.

Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость

(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)

Проверка

А сколько, времени ей не хватило, чтобы утащить кость?

Прочитайте этот напряженный момент, постарайтесь передать голосом чувство, которое испытывала Выскочка в это время.

Самый напряженный момент в рассказе называется кульминацией.

Какой эпизод рассказа изобразил художник на иллюстрации, найдите в тексте. Зачитайте его, передавая голосом своё отношение к героям.

Работа над выразительным чтением. Средства выразительности.

Сравнение. Работа в парах, составление схем.

Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки

Какая она была до схватки? (Заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная)

После схватки – жалкая, общипанная, без хвоста.

Работа в группах

Прочитать эпизод, как сорока пошла на воровство.

– Как вы думаете понравилось ли это сородичам? (Они были недовольны, возмущены, им было досадно)

– Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?

А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)

Попробуйте передать это настроение при чтении.

Итог урока

Кто главный герой рассказа?

Название рассказа отражает тему или основную мысль произведения

Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор?

(Не надо быть выскочкой)

Рефлексия

– Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).

– Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод.

– Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке (высказывание ребят).

– А теперь оцените работу всего класса (оценка детей).

Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.

Слайд “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Закончи предложение

Рассказ “Выскочка” ………………….

Сегодня на уроке я понял, что…………….

Мне захотелось……………...

Дифференцированное домашнее задание

  1. Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку (по выбору).
  2. Творческий пересказ от имени Вьюшки( кто затрудняется сделает обычный пересказ).
  3. Читать рассказы М.М. Пришвина.

Спасибо за урок!

Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.