План учебного занятия.
Продолжительность: 60 мин.
Специальность: 260502 “Технология продукции общественного питания”.
Тип занятия: Углубление и расширение знаний.
Вид занятия: семинар.
Цели занятия:
- Образовательная
Методы:
– обучения – опережающее задание, частично-поисковый, групповой,
взаимообучение;
– преподавания – побуждающий к активному мышлению, инструктаж, поддержка;
– воспитания – вырабатывать умение рассуждать, работать в группе.
Оснащение занятия:
- Мультимедийная доска, компьютер, сводная ведомость выполнения заданий.
- Раздаточный материал (таблица “Основные школы менеджмента, представители”, таблица для заполнения “Плюсы и минусы школы менеджмента”, “Соотношение науки и искусства менеджмента”.
- Тесты на повторение.
Межпредметные связи: экономика отрасли, психология и этика профессиональной деятельности, социология, основы философии, информационные технологии в проф.деятельности.
Список литературы:
- Кравченко А.И. История менеджмента.– М.: Академ. Проект: Трикста, 2010.
- Менеджмент: Учеб. пособие/Под ред. Э.М.Короткова. М.:ИНФРА-М, 2008.
- Левина С.Ш. Практикум по курсу “Менеджмент”/С.Ш.Левина, Р.Ю.Курчаева.-Ростов н/Д:Феникс, 2009.
- www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/index.htm
- www.alleng.ru/d/manag/man015.htm
- window.edu.ru/resource/967/40967/files/dvgu088.pdf
- www.pragmatist.ru/category/istoriya-menedzhmenta
- biznestoday.ru/ob/menikons/385-istoriya-menedzhmenta.html
- www.koob.ru/kravchenko_a/history_manag
- uchebnik-besplatno.com/.../kratkaya-istoriya-menedjmenta.html
Технологическая карта занятия.
№ | Этапы | Содержание | Средства | Методы | Время |
1 | Организационный момент. | Приветствие. Отметка отсутствующих. Разделение студентов по группам проводилось в соответствие с опережающим домашним заданием. |
Журнал, Сводная ведомость выполнения заданий | Словесный. | 1 |
2 | Сообщение темы и постановка цели занятия. | Начальная мотивация учебной
деятельности.
Проверка готовности студентов к занятию из числа студентов назначается человек, ответственный за учетно-организационные моменты (раздача-сбор заданий, отметка активности студентов). |
Мультимедийная доска Сводная ведомость выполнения заданий | Мотивация.
|
2 |
3 | Актуализация опорных знаний. | Повторение предыдущего материала. Студентам раздают тесты для самостоятельного ответа. |
Тест. | Тестирование. | 5 |
4 | Основная часть: семинар. | Вступительное слово преподавателя. Как наука и самостоятельная сфера деятельности менеджмент сложился только в конце 19 – начале 20 века в США. Как и любому другому значимому явлению, этому способствовало множество причин. Новые явления породили армию не только профессиональных менеджеров, но и ученых, занимающихся исследованиями в области управления. Предлагается заслушать сообщения групп студентов (опережающее задание) по конкретной школе управления, заполнить таблицу, затем обсудить информацию. |
Мультимедийная доска. | Словесный.
Приобщение к деятельности. |
2 |
Выступления по группам (биография,
сущность, отличительные особенности школы управления) Характеристика школы научного менеджмента. Административная (классическая) школа управления Школа человеческих отношений. Работа в группе: Заполнение таблицы “Сравнительный анализ школ менеджмента. Плюсы и минусы”. |
Сообщения студентов Мультимедийная
доска слайды.
Таблица для заполнения. |
Информирующий Словесно-иллюстриров. с
использованием ИКТ. Взаимообучение. Групповой анализ и синтез. |
30
|
||
Обсуждение: Предлагаются к рассмотрению 2 наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента: А) все научные школы образуют единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента Б) создать такую теорию невозможно, но нужно учитывать и использовать
рациональное содержание позиций всех существующих школ. |
Мультимедийная доска. Вопросы. | Обсуждение закрепление материала. | 10 | ||
Слово преподавателя.
Практическое задание |
Каждый работник обладает своим
особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду.
Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое должно
опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и
методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в
единый процесс. Предлагается заполнить таблицу “Соотношение науки и искусства менеджмента”. |
Таблица |
Словесный.
Письменный, индивидуальный |
4 | |
5 | Подведение итогов. Рефлексия. |
Анализ работы по группам и
индивидуально. Оценивание обучающихся с комментарием. |
Журнал, Сводная ведомость выполнения заданий. | Словесный. | 5 |
6 | Задание на дом. | Провести сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента и возможности применения их элементов в России. | Мультимедийная доска. | Словесный. | 1 |
Тест Основы менеджмента.
1. Термин “менеджмент” в переводе на русский язык:
А. власть
Б. контроль
В. руководство
2. Совет директоров – это:
А. объект управления
Б. субъект управления
В. субъект управленческой деятельности
3. Административный труд связан с:
А. действиями по анализу и изучению проблем и разработке различных вариантов
их решений
Б. текущей координацией и оценкой деятельности подчиненных
В. техническим обеспечением производственных и управленческих процессов
необходимой информацией
4. Управление производством:
А. состоит в организации закупки, доставки и хранения сырья
Б. включает выработку ценовой политики предприятия
В. направлено на выбор основных параметров технологического процесса
5. Предмет управленческого труда:
А. технология
Б. информация
В. приказ
6. Горизонтальное разделение управленческого труда предполагает:
А. иерархию начальник – подчиненные
Б. специализацию по видам деятельности
7. Основоположником школы человеческих отношений является:
А. Ф.Тэйлор
Б. Э.Мэйо
В. А.Файоль
8. В истории менеджмента какой школы не существует:
А. классической
Б. адаптивной
В. Школы человеческих отношений.
Таблица: “Сравнительный анализ школ менеджмента. Плюсы и минусы”.
Школа менеджмента | Положительные моменты | Недостатки |
Школа научного менеджмента | ||
Административная школа | ||
Школа человеческих отношений |
Таблица “Соотношение науки и искусства менеджмента”.
Высший уровень управления | Средний уровень управления | Низший уровень управления | |
Наука
знания |
|||
Искусство интуиция |
|||
Всего: | 100 % | 100 % | 100 % |
Таблица “Основные школы менеджмента, представители”.
Название школы | Основатели школы | Основные идеи и принципы |
1 | 2 | 3 |
Школа научного управления,
1885–1920 гг. |
Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт, Генри Форд. | Основные принципы научного управления
Фредерика У. Тейлора. 1) Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д. Повышение производительности труда за счет рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. 2) Абсолютное следование разработанным стандартам 3) Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу. 4) Оплата труда по результатам. Систематическое использование стимулирования труда с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Разработка и введение норм выработки. 5) Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям. 6) Сотрудничество между администрацией и рабочими с целью обеспечения возможности осуществления научного управления. |
Административная (классическая) школа), 1920–1950 г.г. |
Анри Файоль, Линдалл Урвик, Альфред П. Слоун. |
Цель школы – создание универсальных
принципов управления, позволяющих повысить эффективность деятельности
организации в целом. Принципы управления Анри Файоля. 1) Разделение труда. |
Школа человеческих отношений, 1930–1950 г.г. | Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мейо. | Делается акцент на роли личности в
эффективности производства – “Менеджмент – это обеспечение выполнения
работы с помощью других лиц”. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности сотрудников должен возрастать, что ведет к увеличению производительности. Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Большое значение имеют взаимоотношения работников внутри коллектива. |
Школа поведенческих наук, с 1950 г. | Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг. | Цель школы – повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. необходимо применять поведенческие науки к управлению организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии со своим трудовым потенциалом. |
Таблица “Сводная ведомость выполнения заданий”.
Опережающее задание | Тестирование | Активность на уроке | Итог | |
Группа 1 | ||||
Группа 2 | ||||
Группа 3 | ||||