История развития менеджмента

Разделы: Общепедагогические технологии


План учебного занятия.

Продолжительность: 60 мин.

Специальность: 260502 “Технология продукции общественного питания”.

Тип занятия: Углубление и расширение знаний.

Вид занятия: семинар.

Цели занятия:

  • Образовательная – расширить знания студентов по этапам развития и основным школам менеджмента. Усвоить основные положения научных школ и возможности их применения в своей профессиональной деятельности
  • Развивающая – развить профессионально значимые качества, способности к анализу, систематизации знаний как важного показателя профессиональной деятельности, развивать потребность в самостоятельном поиске информации
  • Воспитательная – формировать нравственные аспекты личности, вырабатывать ответственность, соучастие, развитие техники общения, устной речи
  • Психологическая – создание благоприятного климата в коллективе, формирование умений сотрудничать при выполнении заданий в группе

Методы:

обучения – опережающее задание, частично-поисковый, групповой, взаимообучение;
преподавания – побуждающий к активному мышлению, инструктаж, поддержка;
– воспитания – вырабатывать умение рассуждать, работать в группе.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийная доска, компьютер, сводная ведомость выполнения заданий.
  • Раздаточный материал (таблица “Основные школы менеджмента, представители”, таблица для заполнения “Плюсы и минусы школы менеджмента”, “Соотношение науки и искусства менеджмента”.
  • Тесты на повторение.

Межпредметные связи: экономика отрасли, психология и этика профессиональной деятельности, социология, основы философии, информационные технологии в проф.деятельности.

Список литературы:

  1. Кравченко А.И. История менеджмента.– М.: Академ. Проект: Трикста, 2010.
  2. Менеджмент: Учеб. пособие/Под ред. Э.М.Короткова. М.:ИНФРА-М, 2008.
  3. Левина С.Ш. Практикум по курсу “Менеджмент”/С.Ш.Левина, Р.Ю.Курчаева.-Ростов н/Д:Феникс, 2009.
  4. www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/index.htm
  5. www.alleng.ru/d/manag/man015.htm
  6. window.edu.ru/resource/967/40967/files/dvgu088.pdf
  7. www.pragmatist.ru/category/istoriya-menedzhmenta
  8. biznestoday.ru/ob/menikons/385-istoriya-menedzhmenta.html
  9. www.koob.ru/kravchenko_a/history_manag
  10. uchebnik-besplatno.com/.../kratkaya-istoriya-menedjmenta.html

Технологическая карта занятия.

Этапы Содержание Средства Методы Время
1 Организационный момент. Приветствие. Отметка отсутствующих.

Разделение студентов по группам проводилось в соответствие с опережающим домашним заданием.

Журнал, Сводная ведомость выполнения заданий Словесный. 1
2 Сообщение темы и постановка цели занятия. Начальная мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности студентов к занятию из числа студентов назначается человек, ответственный за учетно-организационные моменты (раздача-сбор заданий, отметка активности студентов).

Мультимедийная доска Сводная ведомость выполнения заданий Мотивация.

2
3 Актуализация опорных знаний. Повторение предыдущего материала.

Студентам раздают тесты для самостоятельного ответа.

Тест. Тестирование. 5
4 Основная часть: семинар. Вступительное слово преподавателя.

Как наука и самостоятельная сфера деятельности менеджмент сложился только в конце 19 – начале 20 века в США. Как и любому другому значимому явлению, этому способствовало множество причин.

Новые явления породили армию не только профессиональных менеджеров, но и ученых, занимающихся исследованиями в области управления.

Предлагается заслушать сообщения групп студентов (опережающее задание) по конкретной школе управления, заполнить таблицу, затем обсудить информацию.

Мультимедийная доска. Словесный.

Приобщение к деятельности.

2
Выступления по группам (биография, сущность, отличительные особенности школы управления)

Характеристика школы научного менеджмента.

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений.

Работа в группе: Заполнение таблицы “Сравнительный анализ школ менеджмента. Плюсы и минусы”.

Сообщения студентов Мультимедийная доска слайды.

Таблица для заполнения.

Информирующий Словесно-иллюстриров. с использованием ИКТ.

Взаимообучение.

Групповой анализ и синтез.

30

Обсуждение:

Предлагаются к рассмотрению 2 наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента:

А) все научные школы образуют единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента

Б) создать такую теорию невозможно, но нужно учитывать и использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ.
– Какую точку зрения вы считаете правильной, почему?
– Опытный менеджер часто любит повторять: “У меня своя концепция управления!” Согласны ли вы с подобным утверждением? Обоснуйте.
– Из каких элементов известных теорий менеджмента вы планируете составить индивидуальную концепцию управления организацией и персоналом?

Мультимедийная доска. Вопросы. Обсуждение закрепление материала. 10
Слово преподавателя.

Практическое задание

Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс.

Предлагается заполнить таблицу “Соотношение науки и искусства менеджмента”.

Таблица

Словесный.

Письменный, индивидуальный

4
5 Подведение итогов.

Рефлексия.

Анализ работы по группам и индивидуально.

Оценивание обучающихся с комментарием.

Журнал, Сводная ведомость выполнения заданий. Словесный. 5
6 Задание на дом. Провести сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента и возможности применения их элементов в России. Мультимедийная доска. Словесный. 1

Тест Основы менеджмента.

1. Термин “менеджмент” в переводе на русский язык:

А. власть
Б. контроль
В. руководство

2. Совет директоров – это:

А. объект управления
Б. субъект управления
В. субъект управленческой деятельности

3. Административный труд связан с:

А. действиями по анализу и изучению проблем и разработке различных вариантов их решений
Б. текущей координацией и оценкой деятельности подчиненных
В. техническим обеспечением производственных и управленческих процессов необходимой информацией

4. Управление производством:

А. состоит в организации закупки, доставки и хранения сырья
Б. включает выработку ценовой политики предприятия
В. направлено на выбор основных параметров технологического процесса

5. Предмет управленческого труда:

А. технология
Б. информация
В. приказ

6. Горизонтальное разделение управленческого труда предполагает:

А. иерархию начальник – подчиненные
Б. специализацию по видам деятельности

7. Основоположником школы человеческих отношений является:

А. Ф.Тэйлор
Б. Э.Мэйо
В. А.Файоль

8. В истории менеджмента какой школы не существует:

А. классической
Б. адаптивной
В. Школы человеческих отношений.

Таблица: “Сравнительный анализ школ менеджмента. Плюсы и минусы”.

Школа менеджмента Положительные моменты Недостатки
Школа научного менеджмента
Административная школа
Школа человеческих отношений

Таблица “Соотношение науки и искусства менеджмента”.

Высший уровень управления Средний уровень управления Низший уровень управления
Наука

знания

Искусство

интуиция

Всего: 100 % 100 % 100 %

Таблица “Основные школы менеджмента, представители”.

Название школы Основатели школы Основные идеи и принципы
1 2 3
Школа научного управления,

1885–1920 гг.

Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт, Генри Форд. Основные принципы научного управления Фредерика У. Тейлора.

1) Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.

Повышение производительности труда за счет рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности.

2) Абсолютное следование разработанным стандартам

3) Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу.

4) Оплата труда по результатам. Систематическое использование стимулирования труда с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Разработка и введение норм выработки.

5) Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

6) Сотрудничество между администрацией и рабочими с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Административная (классическая) школа),

1920–1950 г.г.

Анри Файоль,
Линдалл Урвик,
Альфред П. Слоун.
Цель школы – создание универсальных принципов управления, позволяющих повысить эффективность деятельности организации в целом.

Принципы управления Анри Файоля.

1) Разделение труда.
2) Полномочия и ответственность.
3) Дисциплина.
4) Единоначалие.
5) Единство действий.
6) Подчиненность личных интересов интересам организации.
7) Вознаграждение персонала.
8) Централизация управления.
9) Скалярная цепь (цепь команд).
10) Порядок.
11) Справедливость.
12) Стабильность персонала.
13) Инициатива.
14) Ответственность.

Школа человеческих отношений, 1930–1950 г.г. Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мейо. Делается акцент на роли личности в эффективности производства – “Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”.

Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности сотрудников должен возрастать, что ведет к увеличению производительности.

Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Большое значение имеют взаимоотношения работников внутри коллектива.

Школа поведенческих наук, с 1950 г. Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг. Цель школы – повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. необходимо применять поведенческие науки к управлению организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии со своим трудовым потенциалом.

Таблица “Сводная ведомость выполнения заданий”.

Опережающее задание Тестирование Активность на уроке Итог
Группа 1
Группа 2
Группа 3