Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.
Задачи:
1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке
русского языка.
– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же
каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст
нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
2. Минутка чистописания.
– А отправимся мы сегодня в лес. (Презентация. Слайд 1)
– Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.
(Гимнастика для пальцев.)
Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на другой.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
– Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.
Заглавные буквы “Л” – это стройные деревья, строчные “м” – широкие кустарники.
3. Актуализация изученного о частях речи.
– Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов. (Слайд 2)
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
– Запишите это предложение. (Слайд 3,4)
Извилистая тропинка уводит в лес.
– Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик.
(Слайд 5)
– В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.
– Что вы можете рассказать об именах существительных?
– Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме “Лес”?
– Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно связано?
(Слайд 6)
– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?
– Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?
Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?
4. Открытие нового знания.
а) Подводящий диалог
– Ребята, как надо вести себя в лесу?
– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить,
слушать, смотреть …”. – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти
слова?
– Может, кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)
б) Формулирование темы урока.
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол.
Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение глаголов в речи.)
– Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он
отвечает?
– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе
мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где
остановилась жизнь.
Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).
Но сначала сами подвигаемся.
Физкультминутка.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.
Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления,глагол занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)
в) Роль глаголов в речи.
– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.
– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину? (Слайд 10)
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и
достоверно все действия, события.)
г) Работа с определением.
– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)
– Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105.
д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.
Работа в паре с карточками.
Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:
1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий
5) кричат, крикливый, крикун.
– Что общего у слов в каждой группе?
– Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?
Составление алгоритма. (Слайд 12)
– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. (Слайд 13–15)
5. Первичное закрепление.
а) Подбор к существительным слов-действий.
– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей:
волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь. (Слайд 16)
– Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь.)
– Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?
Подберите к ним подходящие глаголы.
– Как вы будете подбирать глаголы?
– Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?
б) Работа с текстом.
– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. (Слайд 17)
Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.
Самопроверка.
– Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)
6. Итог урока.
(Слайд 18)
– Что же такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Чем отличается от других самостоятельных частей речи?
Домашнее задание.
– А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите текст про него. “Оживите” лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.