Цель: воспитание гражданственности, национального самосознания, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, национальных традиций, идеологических доктрин; развитие способности определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Задачи:
- Познакомить с героическими и трагическими станицами отечественной истории;
- Воспитать уважение молодежи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.
Категория учащихся: 9 класс.
Этап подготовки: изучение информации о чеченской войне, подготовка сообщений.
Оборудование:
- Фотографии Алексея Баженова, погибшего в Чечне:
- Стенд “Парни из нашего города”;
- Копии благодарности от командования воинских частей;
- Копии похоронки;
- Копии удостоверений о награждении Орденами Мужества Алексея Баженова.
План мероприятия:
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Просмотр ролика об открытии мемориальной
доски. (3 мин.)
3. Беседа с учащимися. (3 мин.)
4. Рассказ учащегося о Чеченской кампании, под
презентацию. (5 мин.)
5. Рассказ группы учащихся о Баженове Алексее под ролик.
(10 мин.)
6. Заключение – стихотворение. (2 мин.)
Ход классного часа
Уважаемые ребята и гости нашего классного часа, прошу несколько минут вашего внимания! Предлагаю просмотреть небольшой ролик, а затем обсудить его.
Просмотр новостного ролика об открытии мемориальной доски.
Беседа с учащимися:
Знаком ли Вам человек, мемориальная доска которому была открыта в нашей школе?
Что вы о нем знаете? Какой поступок он совершил?
В какой период времени он жил?
Что вы знаете о войне в Чеченской республике?
Историческая справка. Рассказ о Чеченской компании (под сопровождение кинохроники Чеченской компании).
Первая чеченская кампания.
Развернувшиеся в декабре 1994 года военные действия в Чечне проходили с применением различных видов и способов боевых действий, шли с переменным успехом.
1 декабря, российская авиация нанесла удар по аэродромам Калиновская и Ханкала и вывела из строя все самолёты, находившиеся в распоряжении сепаратистов. 11 декабря Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 2169 “О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики”. Позднее Конституционный суд РФ признал большую часть указов и постановлений правительства, которыми обосновывались действия федерального правительства в Чечне, соответствующими Конституции.
Бандитские формирования систематически проводили террористические и диверсионные акции: Буденовск, Первомайск, Кизляр, устраивали массовый захват заложников, зверски глумились над пленными.
28 мая 1996 Борис Ельцин впервые встретился с представителями Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ). С чеченской стороны в переговорах участвовали Зелимхан Яндарбиев, полевой командир Ахмед Закаев и политический советник и. о. президента Ичкерии Хож-Ахмед Яриханов.
Попытки заключить мир уже производились – к определенным датам – в мае 1995 к полувековому юбилею победы во Второй мировой, в июне 1995 к саммиту Большой Семерки, в 1996 к выборам. На сей раз результатом переговоров стало подписание соглашения “О прекращении боевых действий в Чечне с 1 июня”. В течение 2 недель после подписания документа (до 10 июня) должны были получить свободу все пленные и заложники. Договорённость об этом в присутствии Бориса Ельцина подписали Виктор Черномырдин и Зелимхан Яндарбиев, а также представители миссии ОБСЕ.
На следующий день Борис Ельцин посетил Чечню. До его возвращения Яндарбиев оставался в Москве.
В 1996 были заключены Хасавюртовские соглашения между РФ и ЧРИ, по которым решение вопроса о статусе ЧРИ было отложено до 2001 года. Предполагался также обмен пленными по принципу “всех на всех”, о котором правозащитники дискретно сказали, что “это условие не соблюдалось чеченцами”.
В 1997 президентом ЧРИ был избран Аслан Масхадов.
Вторая чеченская кампания.
19 июня 1998 года президент Ичкерии Аслан Масхадов после столкновений между своими сторонниками и религиозными экстремистами в Гудермесском районе объявил ваххабизм в ЧРИ вне закона. Был выпущен указ о запрете всех проповедующих данное учение общественно-политических организаций, в том числе ряда работавших в Чечне саудовских и кувейтских религиозных фондов. Однако реализовать запрет не удалось, так как экстремистов поддержали Шамиль Басаев и Зелимхан Яндарбиев.
19 марта 1999 был осуществлён взрыв на Центральном рынке Владикавказа, в результате которого произошли многочисленные человеческие жертвы.
В августе 1999 с территории ЧРИ отряды полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Дагестана. Ожесточённые бои продолжались свыше трёх недель. Официальное правительство ЧРИ, неспособное контролировать действия различных вооружённых группировок на территории Чечни, отмежевалось от действий Шамиля Басаева, но практических действий против него не предприняло.
После разгрома отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба российские федеральные войска, продолжая их преследование, были введены в ЧРИ. Началась вторая чеченская кампания.
B 2001 году, по завершении второй чеченской кампании, были проведены выборы президента Чеченской Республики как субъекта РФ. Президентом стал перешедший на сторону федеральной власти Ахмад Кадыров.
Обратите внимания на лица ребят из ролика. Они ничем не отличаются от лиц людей, окружающих нас, лиц людей нашего города, наших сограждан.
Эта война по масштабности коснулась всю Россию. Не обошла стороной и наш маленький город. Отряды МВД Хакасии отправлялись в служебные командировки в Чечню. Среди них был и наш земляк Алексей Баженов.
Сегодняшнюю беседу мы посвятим его памяти.
Рассказ об Алексее Баженове (выступает учащийся).
В далеком 1987 году нашу школу № 18 г. Черногорска закончил простой парень-Алексей Баженов. И тогда никто не знал, что через девять лет этот человек будет жить лишь в наших сердцах…
Воспоминание первой учительницы – Меланич Любовь Александровны.
Новый период жизни Алексея начался 1 сентября 1979 года, когда он пошёл в первый класс. Она запомнила его таким: “Да, вспоминаю смуглого высокого черноволосого Алексея. Он был очень добрым мальчиком по отношению к своим товарищам, имел много друзей, любил читать не только художественную литературу, но и познавательную, был активным участником всех мероприятий в классе, у него были артистические данные, и поэтому он играл в сказках, сценках. Алеша – очень подвижный мальчик спортивного телосложения, на уроках физкультуры, в соревнованиях часто занимал места. Хорошо помню: на лице его постоянно можно было видеть добрую улыбку. Да, такие мальчики остаются в памяти”.
С 13 мая 1990 года для Алексея начинается военная служба, которая проходит в городе-герое Волгограде-109 в железнодорожных войсках в воинской части 12670 “С”.
Оттуда он часто писал письма родным, маме, папе, и брату Коле. И все они начинались с одной фразы: “Привет из Волгограда! Здравствуйте, мои дорогие Мама, Папа и брат Николай” (стоит заметить, что к своим родителям он обращался только с большой буквы). Своими письмами он старался не вселять тревогу в сердца своих родных, никогда не жаловался: “У меня всё хорошо. Служба идёт отлично. Дни летят незаметно”. Писал домой о том, какой красивый город, сколько мест, напоминающих о войне, один Мамаев курган чего стоит!”.
За хорошую службу и ответственность выполнения воинского долга. Фотография Алексея была помещена на Доске Почёта.
С сентября 1994 года Алексей Баженов решил изменить свою судьбу. Он написал заявление в органы внутренних дел и после курсового обучения в учебном центре МВД РХ он зачислен в роту патрульно-постовой службы ОВД города Черногорска. “… Здесь он проявил лучшие свои качества: дисциплинированность, исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело.
В его послужном списке десятки задержанных хулиганов и нарушителей общественного порядка. Он принимал активное участие в раскрытии преступлений, лично задержал двух рецидивистов”.
В июне 1996 года руководство МВД РХ удовлетворило просьбу младшего сержанта милиции Алексея Геннадьевича Баженова, зачислив его в отряд особого назначения МВД РХ, который отправлялся в район боевых действий в Чеченской республике. “26 июня в день отъезда отряда в Грозный прямо в объектив видеокамеры смотрел здоровый, красивый, смуглый парень. Он пожелал всем “Счастливо оставаться!”, и … уехал навсегда”.
17 августа 1996 года Алексей в составе группы милиционеров ОМОНа Хакасии и Санкт-Петербурга обеспечивал коридор безопасности из комендатуры Ленинского района Грозного. Во время прохождения по нему второй группы, следовавшей в координационный центр, боевики начали её обстрел из автоматического оружия. Чтобы обеспечить проход группы, Алексей, оценив ситуацию, открыл встречную стрельбу по позициям боевиков, тем самым вызвал огонь на себя, в результате чего получил смертельное ранение в голову. Его снял снайпер. Случилось это за девять дней до отправки его из Грозного”.
25 августа прибыл груз “200” (цинковый гроб с телом погибшего военнослужащего при исполнении служебных обязанностей в Чеченской республике Алексея Геннадьевича Баженова, младшего сержанта милиции, милиционера-бойца ОМОН МВД РХ со справкой командира воинской части Смолина, от 23 августа 1996 года № 861 и соболезнование Министра внутренних дел РФ генерала армии Куликова от 22 августа. 25 августа с Баженовым А.Г. простились родные и близкие, провожая его в последний путь. Похоронили Алёшу в родном городе Черногорске (таково было желание родителей).
За проявленный героизм Алексей Баженов был награждён Орденом Мужества (посмертно).
Просмотр фильма об Алексее.
Чтец:
А солдата схоронят, как многих,
Уж солдат схоронили окрест:
Водрузят средь крестов одиноких
На кладбище ещё один крест.
А потом и другие, другие
Так же примут в кровавом бою
Смерть за родину – смерть за Россию –
За Россию святую свою!
Беседа с детьми:
Что такое подвиг? Героический поступок?
А знаете ли вы героев нашей современности?
Какими чертами характера должен обладать герой?
Диспут о героях.
Рефлексия.
Перед вами звезды с названиями черт характера, я попрошу прикрепить к фотографии Алексея те звезды, которые, как вы поняли из урока, были ему присущи?
Учащиеся прикрепляют звезды (работа с интераткивной доской).
Да, вот таким он и был, смелым, отважным, преданным, ответственным, хорошим другом и сыном. Таким он был, таким и останется в нашей памяти.
Сейчас мы попросим вас зажечь свечи в память об погибших героях.
Перед фотографиями погибших воинов зажигаются свечи.
Учащийся:
Сегодня мы уверенно можем сказать, что память о наших земляках будет жить вечно. Ведь выполнив свой воинский долг до конца, они стали бессмертны. Наш долг сохранить память о наших земляках, погибших на Чеченской войне.
Почтим память героев минутой молчания.
Минута молчания.
Используемая литература.
- Видео и фото материалы сайта http://www.soldati-russian.ru/
- Текстографическая информация http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8F
- Коп Т. В., конкурсная работа “Он учился в нашей школе”.
- Фотографические материалы (семейный архив семьи Баженовых).