Цель урока: познакомить с буквой К, со звуками [к], [к'], с ролью звуков и буквы в русском языке.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить детей со звуками [к], [к'] буквой к и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [к], [к'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
- Развивающая: развивать УУД, развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
- Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.
Ход урока
Основные этапы урока (Время) | Содержание урока | Формирование УУД Деятельность ученика |
1. Мотивация. |
Учитель: – Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях. – Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного – мальчики. – Умницы! (садятся девочки) – Молодцы! (садятся мальчики) |
Личностные УУД Создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний.
|
Игра «Буквы заблудились». На доске два домика: синий и красный, рядом буквы а, о, у, ы, с, и, н – В каком домике живёт каждая буква? (дети ставят буквы в домики) – Почему А, О, У, Ы, И живут в красном домике? Как произносятся гласные? – Почему буквы Н, С живут в другом домике? Как произносятся согласные? Какими они могут быть? (мягкими, твёрдыми, звонкими, глухими) |
Познавательное УУД Слайд 3 Диалог с учителем
|
3. Открытие нового знания. Формулирование темы урока, постановка цели. Работа над новыми звуками. |
Знакомство со звуками [к], [к'] – К нам в гости сегодня пришёл гость. Догадайтесь, кто это?
– Произнесём слово хором. Сколько слогов в слове? Почему? Назовите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Докажите. Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий? – Сделаем вывод: звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Произнесите звук мягко. – Итак, над какими звуками будем работать, сформулируйте тему нашего урока. – Чему будем учиться? (Называть слова с новыми звуками; узнаем букву, которая обозначает эти звуки; читать слоги, слова, предложения с новой буквой.) |
Познавательное УУД Регулятивные УУД Слайд 4 |
4. Физкультминутка.
Продолжение работы над новыми звуками.
Знакомство с новой буквой.
|
– Не сидится на месте Колобку. Покатился он во двор. А во дворе услышал много разных голосов. Узнаем, кого встретил Колобок и изобразим их. – Тут курица закудахтала (кудах-тах-тах!) – Услышал Колобок, как кричит петух. (ку-ка-ре-ку!) – Закрякала уточка (кря-кря!) – Какой звук звучал в начале ваших ответов? Он твёрдый или мягкий? Произнесите этот звук мягко. – Покатился Колобок дальше, прибежал на луг. Отгадайте, кто ему там встретился.
– Кто встретился Колобку? Как сказать одним словом? (животные) Комар и кузнечик – это кто? (насекомые) Коза и корова – это какие животные? (домашние) – С какого звука начинаются все названия животных? – Проголодался колобок и покатился на огород. – Отгадайте загадки.
– Назовите овощи, в названии которых есть звуки [к], [к'] (капуста, картофель, кабачок, морковь, лук, свёкла, кукуруза, редиска, чеснок) – А теперь нарисуйте на листочках путь, который проделал Колобок. От дома он побежал к лугу. Там побегал – и на огород. Кто догадался, на что похож путь колобка? (на букву К) Эта буква называется КА.
– На что похожа буква К? – Найдите новую букву. |
Слайд 4 Дети встают, изображают животных и их голоса Познавательные УУД Регулятивные УУД
Слайд 5
Слайд 6
Приложение (схема) На столах у детей листочки бумаги. Дети рисуют путь на листочках, потом проверяют по слайду 7 Слайд 8 Слайд 9 |
5. Первичное закрепление. Применение нового знания на практике. |
– Поучимся читать слоги, слова с новой буквой, составлять схемы.
|
Слайд 10 Дети составляют схемы слогов, потом проверяют по слайду. Слайды 11-19 – чтение и составление слов Регулятивные УУД |
6. Работа в учебнике.
|
– Откройте учебник на странице 48. – Посмотрите на картинку. – Как называется эта сказка? Кто автор? – Знаешь ли ты, чем косят траву? – Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику. – А что ещё может обозначать слово «коса»? – Какие многозначные слова вы уже встречали? – Посмотрите на страницу 49. Какой цветок нарисован? (мак). Произнесите последний звук. Дайте ему характеристику. – Что изображено на 2 картинке? (маки) – Назовите последний слог. Какой согласный звук вы слышите? (мягкий) Вывод: Звуки [к], [к'] согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми и мягкими – Какой буквой обозначаются эти звуки? Покажите их в учебнике. Почему их две? Для чего нужна заглавная буква? Вывод: имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Понаблюдайте, какое место в алфавите занимает буква КА. |
Слайд 20 Познавательные УУД |
Чтение текста. Работа в парах. |
– А сейчас почитаем слова и текст. Прочитайте сначала жужжащим чтением. – Подготовимся к чтению по ролям. – Прочитайте предложения на с.48. – Назовите слова, смысл которых вам не понятен. – Как понимаете эти пословицы? Обсудите в парах. |
Коммуникативные УУД |
7. Повторение пройденного материала.
|
– Вспомните, герой какой сказки помогал нам сегодня на уроке? (Колобок) – А как называется эта сказка? – Назовите животных, которых встречал Колобок в сказке. Вспомним, какую песенку пел Колобок. (Работа по слайдам) – В названии какого животного встретился звук [к]? – Чем закончилась сказка? – А на нашем уроке Колобку удалось убежать от лисы, так как вы работали дружно и всем помогали. Прочитаем, что нам желает Колобок. |
Коммуникативные УУД
Слайды 21-25
Слайд 26 |
8. Итог урока. Рефлексия. |
– Какой буквой обозначаются звуки [к], [к']? – Кто слышит в своём имени новые звуки [к], [к'], похлопайте в ладоши. (Кирилл, Ксения, Виктория,..) – Эти аплодисменты всем вам за урок. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД |
9. Самооценка. |
– Давайте сделаем салют из нашего настроения. Красная фишка– отличное, бодрое. Жёлтая – спокойное. Зелёная – грустное. – Покажите, какое настроение у вас получилось. Что нужно делать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников) – И я вам желаю плодотворной работы на следующих уроках. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
|
Литература:
- Горецкий В.Г. Азбука. Учебник:1класс в 2ч. – М., Просвещение, 2012.