Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [к], [к'], буквы "К, к"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: познакомить с буквой К, со звуками [к], [к'], с ролью звуков и буквы в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [к], [к'] буквой к и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [к], [к'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: развивать УУД, развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.

Ход урока

Основные этапы урока (Время) Содержание урока Формирование УУД
Деятельность ученика

1. Мотивация.

Учитель:

– Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

– Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного – мальчики.

– Умницы! (садятся девочки)

– Молодцы! (садятся мальчики)

Личностные УУД

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний.

 

 

Игра «Буквы заблудились». На доске два домика: синий и красный, рядом буквы а, о, у, ы, с, и, н

– В каком домике живёт каждая буква? (дети ставят буквы в домики)

– Почему А, О, У, Ы, И живут в красном домике? Как произносятся гласные?

– Почему буквы Н, С живут в другом домике? Как произносятся согласные? Какими они могут быть? (мягкими, твёрдыми, звонкими, глухими)

Познавательное УУД

Слайд 3

Диалог с учителем

 

3. Открытие нового знания.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Работа над новыми звуками.

Знакомство со звуками [к], [к']

К нам в гости сегодня пришёл гость. Догадайтесь, кто это?

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке… (Колобок)

– Произнесём слово хором. Сколько слогов в слове? Почему? Назовите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Докажите. Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

– Сделаем вывод: звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Произнесите звук мягко.

– Итак, над какими звуками будем работать, сформулируйте тему нашего урока.

– Чему будем учиться? (Называть слова с новыми звуками; узнаем букву, которая обозначает эти звуки; читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

Познавательное УУД

Регулятивные УУД

Слайд 4

4. Физкультминутка.

 

 

 

 

 

Продолжение работы над новыми звуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой.

 

 

 

 

 

– Не сидится на месте Колобку. Покатился он во двор. А во дворе услышал много разных голосов. Узнаем, кого встретил Колобок и изобразим их.

– Тут курица закудахтала (кудах-тах-тах!)

– Услышал Колобок, как кричит петух. (ку-ка-ре-ку!)

– Закрякала уточка (кря-кря!)

– Какой звук звучал в начале ваших ответов? Он твёрдый или мягкий? Произнесите этот звук мягко.

– Покатился Колобок дальше, прибежал на луг. Отгадайте, кто ему там встретился.

  • Не зверь, не птица, нос, как спица,
    Летит – кричит, сядет – молчит. (комар)
  • Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)
  • С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова (коза)
  • На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

– Кто встретился Колобку? Как сказать одним словом? (животные)

Комар и кузнечик – это кто? (насекомые)

Коза и корова – это какие животные? (домашние)

– С какого звука начинаются все названия животных?

– Проголодался колобок и покатился на огород.

– Отгадайте загадки.

  • Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
  • Растут на грядке зелёные ветки, а на ней красные детки. (помидоры)
  • Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
  • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста)
  • Хотя я сахарной зовусь. Но от дождя я не размокла. Кругла, крепка, сладка на вкус. Узнали вы, кто я? Я… (свёкла)

– Назовите овощи, в названии которых есть звуки [к], [к'] (капуста, картофель, кабачок, морковь, лук, свёкла, кукуруза, редиска, чеснок)

– А теперь нарисуйте на листочках путь, который проделал Колобок. От дома он побежал к лугу. Там побегал – и на огород. Кто догадался, на что похож путь колобка? (на букву К) Эта буква называется КА.

 

 

– На что похожа буква К?

– Найдите новую букву.

Слайд 4

Дети встают, изображают животных и их голоса

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

Приложение (схема)

На столах у детей листочки бумаги.

Дети рисуют путь на листочках, потом проверяют по слайду 7

Слайд 8

Слайд 9

5. Первичное закрепление. Применение нового знания на практике.

– Поучимся читать слоги, слова с новой буквой, составлять схемы.

 

Слайд 10

Дети составляют схемы слогов, потом проверяют по слайду.

Слайды 11-19 – чтение и составление слов

Регулятивные УУД

6. Работа в учебнике.

 

– Откройте учебник на странице 48.

– Посмотрите на картинку.

– Как называется эта сказка? Кто автор?

– Знаешь ли ты, чем косят траву?

– Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

– А что ещё может обозначать слово «коса»?

– Какие многозначные слова вы уже встречали?

– Посмотрите на страницу 49. Какой цветок нарисован? (мак). Произнесите последний звук. Дайте ему характеристику.

– Что изображено на 2 картинке? (маки)

– Назовите последний слог. Какой согласный звук вы слышите? (мягкий)

Вывод: Звуки [к], [к'] согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми и мягкими

– Какой буквой обозначаются эти звуки? Покажите их в учебнике. Почему их две? Для чего нужна заглавная буква?

Вывод: имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Понаблюдайте, какое место в алфавите занимает буква КА.

Слайд 20

Познавательные УУД

Чтение текста.

Работа в парах.

– А сейчас почитаем слова и текст. Прочитайте сначала жужжащим чтением.

– Подготовимся к чтению по ролям.

– Прочитайте предложения на с.48.

– Назовите слова, смысл которых вам не понятен.

– Как понимаете эти пословицы? Обсудите в парах.

Коммуникативные УУД

7. Повторение пройденного материала.

 

– Вспомните, герой какой сказки помогал нам сегодня на уроке? (Колобок)

– А как называется эта сказка?

– Назовите животных, которых встречал Колобок в сказке. Вспомним, какую песенку пел Колобок. (Работа по слайдам)

– В названии какого животного встретился звук [к]?

– Чем закончилась сказка?

– А на нашем уроке Колобку удалось убежать от лисы, так как вы работали дружно и всем помогали. Прочитаем, что нам желает Колобок.

Коммуникативные УУД

  

Слайды 21-25

 

 

Слайд 26

8. Итог урока. Рефлексия.

– Какой буквой обозначаются звуки [к], [к']?

– Кто слышит в своём имени новые звуки [к], [к'], похлопайте в ладоши. (Кирилл, Ксения, Виктория,..)

– Эти аплодисменты всем вам за урок.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

9. Самооценка.

– Давайте сделаем салют из нашего настроения. Красная фишка– отличное, бодрое. Жёлтая – спокойное. Зелёная – грустное.

– Покажите, какое настроение у вас получилось. Что нужно делать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников)

– И я вам желаю плодотворной работы на следующих уроках.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 

Литература:

  1. Горецкий В.Г. Азбука. Учебник:1класс в 2ч. – М., Просвещение, 2012.