Цели фестиваля:
- создать у детей радостное, веселое настроение;
- сформировать у детей представление об истории и назначении головных уборов;
- развить у детей творческий интерес;
- способствовать формированию умения выступать перед аудиторией.
Требования к участникам фестиваля:
- У каждого участника должен быть головной убор. Что именно будет — дело вкуса и желания!
- Участник должен выйти в своей шляпе наилучшим образом и презентовать свой головной убор.
- В презентации (рассказ, стихотворение, песня) отразить название своего головного убора, внешний вид, из каких материалов изготовлен, когда и как его можно носить, как можно использовать в жизни.
- Своим внешним видом и устной презентацией отстоять свое право быть лучшим!
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего. Презентация об истории возникновения головных уборов.
- Доброе утро, уважаемые родители, дорогие коллеги. Здравствуйте, ребята! Я восхищена вашими нарядами, а особенно вашими потрясающими шляпами и шляпками. И собрались мы сюда неслучайно. Как говорится: "Все дело в шляпе".
Слайд 2
Место и время создания головных уборов шляп уходят вглубь времен. Еще древние люди понимали, что голову нужно беречь от холода, дождя и солнца. Поэтому придумывали самые разные приспособления, которые на эту голову надевали. Так каса возник в Японии в глубокой древности из-за особого климата с долгими сезонами дождей. Здесь ветер меняет направление и несёт влагу или сухой воздух. Этот головной убор представляет собой конусообразную шляпу. Каса плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Его могли носить все сословия, но традиционно каса ассоциируется с самураями (воинами-рыцарями). Каса носили в повседневной жизни и в путешествии.
Слайд 3
Непосредственно перед битвой самурай надевал шлем. Японский шлем представлял собой шляпы с забралами, на которых были нарисованы лица.
Слайд 4
Головные уборы носили исключительно знатные родовитые люди, причём по головному убору можно было определить социальный статус. Неме?с, или клафт — царский головной убор в Древнем Египте, один из символов власти египетских фараонов. Немес служил защитой от пыли, загара и являлся привилегией царской семьи. Немес покрывал всю верхнюю и затылочную часть головы, оставляя уши открытыми.
Слайд 5
Он мог венчать только голову фараона, а остальным приходилось надевать парики из растительного волокна. Любопытно, что чем выше был статус, тем больших размеров был парик. Чем знатнее человек, тем парик больше и локоны пышнее.
Слайд 6
Обилие и густота волос позволяли римлянам обычно ходить без головного убора и покрывать голову только тогда, когда, например, во время путешествия им приходилось продолжительное время оставаться под палящими лучами солнца или под дождем. Лавровый венок или ветвь лавра — символ победы и славы. Во времена античности лавровыми венками венчали головы победителей и правителей. Во время жертвоприношений головы жрецов украшали венками лавра, а в особые праздничные дни обычный люд украшал свои головы лавровыми венками. Римский полководец Юлий Цезарь носил лавровый венок.
Слайд 7
Первые шляпы – петас – появились в Древней Греции. Первоначально они выполнялись из соломы, т. к. пастухи плели их из самого простого и доступного для них материала. Петас носили преимущественно крестьяне и путешественники. Шляпы обычно имели ремень или шнурок, благодаря которому их можно было носить за спиной.
Слайд 8
В Средневековье голову женщины украшали престранные уборы – эннены или геннины (это высокие колпаки с вуалью). Чем выше был колпак, тем богаче, знатнее была женщина. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50 - 60 см. При входе в помещение дама в эннене приседала.
Слайд 9
А знаете ли Вы, какой головной убор соединен с одеждой? Это капюшон. В Средневековье они были с очень длинными – иногда ниже пояса – кончиками. Капюшоны носили и женщины, и мужчины. Они прятали свое тело и оружие в широкие плащи – капюшоны с длинными хвостами. Назывались эти плащи «шапероны».
Слайд 10.
Сейчас можно увидеть с капюшоном и пальто, и плащ, и куртка, и даже блузка.
Слайд 11.
В странах Азии популярна была чалма — длинная полоса ткани, намотанная на голову поверх тюбетейки. Для её изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. Владелец чалмы мог использовать это полотно как пояс или даже как скатерть.
Слайд 12.
В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства.
Слайд 13.
А теперь я расскажу о головном уборе, который не встретишь сейчас на улице – это «цилиндр».
Цилиндры – высокие головные уборы, блестящие шляпы с маленькими полями. Носили их разные важные господа.
А сейчас это любимый головной убор фокусников в цирке – сколько удивительных вещей можно вытянуть из пустой шляпы!!!
Слайд 14.
Великий русский поэт А.С.Пушкин тоже носил цилиндр, только расширенный кверху и назывался он - «боливар».
Слайд 15.
В 18 веке были придуманы и котелки — круглые высокие шляпы. В Англии котелок считался шляпой серьезных деловых людей. А в России круглые шляпы запрещал царь Павел I. Тех, кто не подчинялся, было велено бить по голове. Секрет успеха этой шляпы заключался в ее легкости и компактности. Эти качества сделали котелок значимым конкурентом популярным в конце XIX века цилиндрам. Изначально эта шляпа не была обязательным атрибутом мелкой буржуазии Старого Света. До «появления» ее на головах бизнесменов и юристов Великобритании, она была популярным головным убором английских лесников. Обтекаемая форма котелка позволяла работникам леса обходить участки, не цепляясь за ветви деревьев. И только в конце XIX века шляпа вошла в обиход деловых людей. В настоящее время этот элемент одежды используется исключительно для церемоний, окончательно выйдя из повседневного ношения.
Слайд 16.
Комедийный актер Чарли Чаплин был известен своим котелком. Герой произведений Агаты Кристи бельгийский детектив Пуаро также предпочитает этот вид головного убора.
Слайд 17.
В 19 веке Джон Стетсон ковбойскую шляпу придумал. Он вымачивал мех животных в горячей воде и расплющивал. В результате получался замечательный материал — войлок, из которого Стетсон изготовил широкополую шляпу.
Слайд 18.
Вскоре обнаружилось, что для ковбоев она просто незаменима. Ею не только закрывали голову от ветра, зноя и ливня, но даже использовали как ведро, из которого поили лошадь. Подобные шляпы носят на западном побережье Америки до сих пор.
Слайд 19.
Современный мужчина носит головной убор так же для украшения и придания индивидуальности собственному образу.
Слайд 20.
Мужчина, надевший шляпу, моментально меняется. Он входит в образ, становится значительным, романтичным, эпатажным. И не важно - для кого именно. Прежде всего, для себя. Его замечают дамы, и не так принципиально знать, что они думают о нем в этот момент, вдаваясь в несущественные подробности: к лицу ему шляпа или нет. С ним даже более почтительно здороваются мужчины, словно он сделал что-то героическое. И это не удивительно, ведь он в шляпе!
Слайд 21.
Шляпа - непременный аксессуар одежды любой дамы во все времена. Она могла выйти на улицу без сумочки, но забыть шляпку... Подобранная со вкусом шляпа всегда украсит любую девочку и женщину.
Выход участников под музыку из кинофильма «Соломенная шляпка».
Презентация первых трех шляп.
Конкурс загадок.
(Отгадки ведущий демонстрирует, вынимая из мешка разные головные уборы)
С шапочкой длинной, такой боевой,
Конечно, не раз мы встречались с тобой.
Солдату любому она, как подружка,
И лихо он носит ее на макушке. (Пилотка)
Бывает из шелка, бывает из ситца,
И очень девчонкам идет круглолицым.
Цветами украшена или в горошек.
Похожи девчонки в ней на матрешек! (Косынка)
Чтоб шахтеру под землей
Работать без опаски,
Он спускается в забой
Конечно, только в … (каске).
Утром выпадет снежок -
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую … (ушанку).
Ее мы летом только носим,
Всегда о ней напомнит мама!
Ну, а когда наступит осень,
На полку ляжет вновь … (панама).
Свой лесной уютный домик
Запирая на крючок,
Погулять выходит гномик,
Шарф надев и … (колпачок).
Всегда надеваем мы
Вместе с футболкой
Спортивную кепку
С названьем … (бейсболку).
Он есть у танкиста
И есть у пилота -
У всех, кто опасною занят работой.
И, облачаясь в тяжелые латы,
Всегда надевал его рыцарь когда-то. (Шлем)
Там, где солнце, хлопок дыни,
Носят все ее поныне.
Шапочку назвать сумей-ка...
Вся в узорах … (тюбетейка).
Продолжение фестиваля. Презентация еще 4-ех шляп.
Конкурс «Кто знает больше видов головных уборов?» для учащихся-зрителей. Им выдается лист бумаги и ручка. Звучит «Песенка Красной Шапочки». За это время необходимо записать как можно больше видов головных уборов.
Презентация следующих трех шляп.
Перерыв. Музыкальная пауза. Звучит песня группы «На-на» «Упала шляпа». Учащиеся повторяют движения аниматора. Жюри оценивает самого активного и эстетичного танцора.
Продолжение фестиваля. Презентация следующей тройки шляп.
Конкурс «Объясни смысл» среди участников и зрителей. (На доске карточки с поговорками и фразеологизмами)
Шапками закидаем. (Раньше шапку носил каждый мужчина. И, если много народу, численный перевес, то могли врага и шапками закидать.)
Дело в шляпе. (Раньше почты не было. Почту доставлял гонец. И «дело», т. е. письмо, документ от разбойников зашивали в шляпу под подкладку. Все в порядке, все просто, все удачно закончилось.)
Дать по шапке. (Поругать, наказать, сделать выговор. Шапка была на голове каждого. Раньше «битие» разрешалось.)
Пойти с шапкой по миру. ( Бедняки собирали пожертвования в шапку. Значит, обеднеть, пойти просить у денег у людей.)
По Сеньке и шапка. (Каждому честь по заслугам. Раньше на приемах, в гостях и даже перед царем шапки не снимали, т. к. по ней видно твое положение. Чем знатнее боярин, тем выше шапка.)
Прийти к шапочному разбору. (В церковь запрещено было входить в головном уборе. Все снимали их и оставляли у входа. А после службы разбирали. К концу, к разбору приходили те, кто нерасторопен, опаздывает, невнимателен.)
Шапочное знакомство. (Поверхностное, случайное , беглое знакомство. На руси малознакомые люди при встрече только приподнимали шляпы и шли прочь. А вот друзья останавливались и пожимали друг другу руки.)
Тяжела шапка Мономаха. (Шапкой Мономаха венчали на царство русских царей. Она была расшита драгоценными камнями и была очень тяжелой. Значит, тяжело, трудно управлять государством, трудно быть руководителем, начальником.)
Презентация следующих четырех шляп.
Конкурс «Снежный ком».
Все желающие становятся в круг, передают медленно по кругу сумку с шапками и хором приговаривают: «Снежный ком мы все катали, До пяти мы все считали. Раз, два, три, четыре, пять, Тебе шапку надевать!» (У кого «снежный ком» в руках, вытаскивает, не глядя в мешок, головной убор и надевает на себя).
Фестиваль продолжается. Презентация оставшихся шляп.
Танцы. Работа жюри с результатами фестиваля и конкурсов.
Ведущий объявляет благодарность: всем участникам и их родителям; болельщикам и активным участникам конкурсов; классному руководителю за отмену двух уроков, подготовку и проведение мероприятия, музыкальное сопровождение; ведущему и устроителям фестиваля за организацию праздника, конкурсы, закупку призов и угощений.
Председатель жюри награждает участников и победителей в следующих номинациях:
Лучший танцор, Лучшая реклама своего головного убора, Юмор в презентации и внешнем виде, Прекрасная цветовая гамма, Лучшее воплощение мужественности, Лучшее использование природных материалов, Самый элегантный образ, Лучшее отражение исторической канвы, Актуальность шляпы в наши дни, Современные технологии в изготовлении шляпы, Лучшее художественное оформление, Лучшая презентация шляпы, Специальный приз жюри, Приз зрительских симпатий, 3 место в фестивале, 2 место в фестивале1 место в фестивале.