Коррекционно-развивающий урок русского языка со здоровьесберегающими технологиями по теме "Гласные после шипящих. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ" (коррекционная школа VIII-го вида)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: закрепление правописаний слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • обобщение знаний учащихся о творчестве К.И. Чуковского, его произведениях;
  • закрепление умения учащихся распознавать и правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

коррекционно-развивающие:

  • коррекция внимания на основе зрительного и слухового восприятия;
  • коррекция памяти на основе зрительного и слухового восприятия;
  • коррекция межполушарной ассиметрии головного мозга;
  • коррекция мелкой моторики;
  • коррекция зрения;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развитие связной речи.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитание интереса к литературному чтению и к русскому языку;
  • воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности

Оборудование:

  • Аудиозапись «Songbird» Kenni G.
  • Портрет К.И Чуковского.
  • Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2012.
  • Офтальмотренажёр.
  • Массажные катушки.
  • Упражнения для коррекции мелкой моторики кистей рук.
  • Раздаточный материал.
  • Образец букв.
  • Карточки для работы в парах, группах.
  • Карточки с отгадками.

Ход урока

Коррекционная работа Содержание этапов Примечания

Коррекция внимания на основе слухового восприятия

1. Введение в урок.

– Я буду читать строки из стихотворения. Когда назову слово с вашей карточки, вы должны будете сесть на своё место.

  • И помчались по улице ножи:
    «Эх, держи, держи, держи, держи, держи!»

  • Вот и чайник за кофейником бежит,
    Тараторит, тараторит, дребезжит,

  • Утюги бегут, покрякивают,
    Через лужи, через лужи перескакивают.

  • А за нею вилки, рюмки да бутылки,
    Чашки да ложки скачут по дорожке.

  • Я почищу вас песочком,
    Окачу вас кипяточком.
    И вы будете опять
    Словно солнышко сиять.

У учащихся слова на карточках: «ножи», «чайник», «лужи», «чашки», «почищу».

 

Коррекция памяти на основе зрительного и слухового восприятия

2. Введение в тему.

– Какие слова были на карточках?

Какие слоги повторялись в словах?

3. Сообщение темы урока.

4. Целеполагание.

– Сегодня вы будете оценивать себя сами. Для этого вам нужно поставить свои цели на урок. Выберите с помощью карточек и назовите свою цель.

  • Правильно писать гласные с шипящими.
  • Объяснять орфограммы.
  • Писать аккуратно и красиво.

В личном наборе карточек отмечают нужную «цель» простым карандашом.

Коррекция памяти на основе зрительного восприятия (на основе ассоциаций).

5. Упражнения на запоминание.

– Запомни картинки и слова под ними.

  • Чашка.
  • Чайка.
  • Чулок.

 

Коррекция внимания на основе зрительного, слухового восприятия.

6. Проверка домашнего задания.

Упр.19 с.95.

– Прочитай слова из домашнего задания со слогами на красной полосе шара, синей, жёлтой.

На сенсорном шаре слоги на карточках: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

Коррекция межполушарной асимметрии головного мозга.

7. Разминка кистей рук.

  • Упражнение «Наталка».

Прыгала на скакалке наша Наталка.
Косы растрепались – помоги Наталке.
Не ленись, не сиди, а Наталке помоги.

  • Упражнение «Карандаши».

Вращение карандашей пальцами обеих рук одновременно.

Ну-ка взяли, малыши,
В руки карандаши.

8. Актуализация опорных знаний.

  • Минутка чистописания.

– Из какого стихотворения я читала строки в начале урока?

Кто автор этих строк?

Найдите его портрет в классе.

Назовите первый звук его фамилии.

Дайте характеристику звука.

гласные согласные
ударные звонкие
безударные глухие
  мягкие
  твёрдые
  шипящие
  свистящие

Заплетание косичек у куклы, работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет К.И.Чуковского на задней стене класса, поиск информации в окружающей действительности.

Учащиеся используют опорную схему по желанию.

Коррекция мелкой моторики

– Какая буква «дежурит» на минутке чистописания?

  • Упражнение «Верёвочка»

– Выложите с помощью верёвочки на бархатной бумаге букву ч.

(Учитель выполняет показ буквы на доске. Далее два ученика прописывают буквы на доске.)

– Оцените правильность написания букв на доске.

  • Пропишите по образцу в тетрадях:
    • Буквы Чч.
    • Слог с верхним соединением оч.
    • Слог с нижним соединением ча, чу.

У каждого ученика бархатная бумага и верёвочка.

Коррекция памяти на основе зрительного восприятия.

  • Запишите слова, которые были под картинками.

(Ученики, глядя на картинки, записывают слова: чашка, чайка, чулок.)

  • Самопроверка.
  • Запишите в тетради число и «Классная работа».

Учитель показывает только картинки. Для проверки слова выставляются под картинками.

Коррекция внимания на основе слухового, зрительного восприятия.

9. Физкультминутка «Весёлые человечки».

– Я буду читать стихотворение, а вы, услышав слово с одним из этих слогов, сделайте нужное движение.

В Африке большие, злые крокодилы,
В Африке чудовищно нехороший Бармалей.
Он страшными глазищами сверкал.
Он страшными зубищами стучал.
Он страшный костёр разжигал.
Он страшное слово кричал:
– Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!

– Из какого произведения эти строки?

Поработайте массажными катушками.

– В каких словах встречались слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу? Как они пишутся?

Карточка на экобукваре.

 

 

 

 

 

 

Массаж шейного отдела позвоночника.

Смена рабочей позы.

Коррекция памяти на основе зрительного, слухового восприятия

10. Закрепление.

  • Дидактическая игра «Скажи ласково».

– Мы научим Бармалея говорить ласково. Вставьте слог жи или ши.

Соедините по смыслу слова из первого и второго столбиков стрелками.

болото пру..нка
одуванчик сне..нка
метель ма..нка
часы камы..нка
малыш пу..нка

– Запомните слова.

Я буду называть слова из первого столбика, а вы по памяти запишите подходящие им слова из второго.

Самопроверка с карточки на держателе.

– Какие орфограммы вы выделили в словах?

  • Дидактическая игра «Гость».

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Карас-барас».

– Кто наш гость? Узнаете, если вставите нужные слоги и буквы в слова. Объясните свой выбор.

(Слова записаны в виде волн.)

умыва..ников на..л..ник
и мо..лок командир
ча ль ь ча
  • Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Составьте предложение из выделенных слов.

я..от бешеной мочалки
я помчался как от палки.

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

Учитель с держателем двигается вдоль передней стены класса.

Один ученик записывает с объяснением первое слово на доске, далее самостоятельно.

На экобукваре в слова на «сугробах» нужно вставить слоги на «снежинках».

Ученики выходят в экобукварю и прикрепляют «снежинки» к «сугробам».

Работа в группах.

Коррекция внимания на основе слухового, зрительного восприятия.

  • Низкий уровень – выписать слова с орфограммой.

Средний уровень – записать предложение в тетрадь, выделить орфограммы.

Высокий уровень – записать предложение в тетрадь, выделить орфограммы, составить графическую схему предложения.

11. Физкультминутка «Чудо-дерево».

– Я читаю стихотворение, а вы находите на вертушке и называете слово, которое я не доскажу.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше…
Гале…
Нинке…
Зинке…

– Назовите орфограммы в словах.

Дифференцированное задание по объёму.

 

 

 

 

 

На вертушке слова гамаши, сандалии, ботинки, чулки.

 

Коррекция зрения

12. Работа по офтальмотренажёру.

Смена рабочей позы. Ученики под счёт пробегают глазами по цветным линиям.

 

13. Домашнее задание.

  • Дидактическая игра «Краденое солнце».

Продолжи слова нового героя. Используй слова на рейке.

Если только…
И луну я…

  • Так же вы выполните домашнее задание: упр.16, с.94.

Объясните написание первого предложения.

Низкий уровень – 2 предложения.

Средний уровень – 3 предложения.

Высокий уровень – 4 предложения.

14. Итог.

– Назовите буквы.

Как пишутся гласные с этими шипящими?

15. Оценивание.

– Чтобы вернуть солнце на небо, оцените свою работу по каждой орфограмме. Раскрасьте свой «осколок», пользуясь оценочной карточкой:

К (красный) – отлично.

З (зелёный) – хорошо.

Ж (жёлтый) – надо поработать.

чу-щу

ча-ща

жи-ши

16. Рефлексия.

– Выложите из своих «осколков» солнышко.

– Ответьте на вопросы на лучиках солнца.

  • Что тебе понравилось на уроке?
  • Что было трудно на уроке?
  • Над чем нужно ещё поработать?

На рейке слова захочу, проглочу, промолчу.

 

 

 

 

 

 

Дифференцированное задание по объёму.

 

 

На леске буквы ч, ш, щ, ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимная благодарность за урок.