Проектная работа учащихся "В мире словарных слов". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  • познакомить с видами словарей русского языка;
  • разработать памятку работы со словарем;
  • составить универсальный словарь;
  • обогатить словарный запас детей;
  • воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю,
  • развивать умение работать в парах и в группах.

Слайд 2

Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

Слайд 3

В русском языке огромное количество слов. Можем ли мы знать значения всех слов, уметь правильно их писать, знать грамматические признаки, подбирать к ним синонимы и антонимы?

Где же мы находим ответы на все эти вопросы?

Спрашиваем у друга,

у взрослого.

Идём в библиотеку.

Обращаемся к интернету.

Но чаще нам на помощь приходит старый, добрый помощник – словарь.

Слайд 4

А всё же, что такое словарь?

А какие словари русского языка нам известны?

А к каким словарям мы обращаемся чаще всего?

А в каких случаях словари приходят нам на помощь?

Слайд 5

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.
Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь из их неё».

Сказал французский писатель Анатоль Франс.

Слайд 6

Наше знакомство со словарями началось на уроках литературного чтения и русского языка с толкового словаря. В нём объясняется, растолковывается значение слова. Это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их – одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение слов, которые слышали или встречали в книге, а порой и вообще они могут явиться для нас открытием.

Слайд 7

Впервые словарь появился на свет в 13 веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В 16-17 веках создавались рукописные словари, которые назывались «Азбуковниками», « Алфавитами», а позднее – «Лексиконами».

Слайд 8

Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Он составил первый «Толковый словарь живого великорусского языка», который включает более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок.

Слайд 9

За этот словарь Даль В.И. удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.

Слайд 10

Ушаков Дмитрий Николаевич - составил толковый словарь, описывающий современное состояние русского языка 20 века и включающего более 85 000 слов.

Слайд 11

Ожегов Сергей Иванович - российский языковед, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук, автор однотомного толкового словаря.

Слайд 12

В 1990 году Академия Наук СССР присудила «Словарю русского языка» С.И. Ожегова премию им. А.С. Пушкина.

Слайд 13

Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов были составителями и орфографических словарей.

Слайд 14

Орфографический словарь содержит перечень слов в их нормативном (правильном) написании.

Слайд 15

Для эффективной работы со словарём необходимо знать его устройство. На примере толкового и орфографического словарей, мы узнали, как словари устроены.

Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

Словарь состоит из предисловия и словарных статей.

Слайд 16

3.Словарная статья рассказывает о разных сторонах слова:

его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах бразования, лексическом значении и т.д.

Во многих словарных статьях помещаются иллюстрации, цитаты, пословицы, поговорки.

Слайд 17

4. В начале страницы словаря указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

5. В целях экономии времени многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.

Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.

Слайд 18 - 29

В ходе нашей работы мы встретились и познакомились с другими видами словарей:

  • Словарь строения слов.
  • Словообразовательный словарь.
  • Словарь синонимов.
  • Антонимов.
  • Фразеологический словарь.
  • Топонимический словарь.
  • Этимологический словарь.
  • Иностранных слов.
  • Устаревших слов.
  • Специальные и профессиональные словари.
  • Обратный словарь
  • Необычные и редкие словари.

Слайд 30

Разработали алгоритм работы со словарем:

Прежде чем обращаться к словарю, сформулируйте свой запрос.

Обязательно ознакомьтесь с предисловием к словарю.

Не поленитесь ознакомиться с условными обозначениями и сокращениями словаря.

Для экономии времени при работе с энциклопедическим словарём используйте: оглавление словаря, указатели: именной и предметный.

В некоторых словарях есть различного рода приложения. Приложения напомнят правила, уточнят детали, единицы измерений и т. д.

Слайд 31

Работу со словарными словами на уроках русского языка, покажем на примере слова ГАЗЕТА.

Слайд 32

Искали и составляли ребусы.

Слайд 33

По словарю определяли значение и правописание слова.

Слайд 34

Подбирали однокоренные слова.

Слайд 35

Выясняли этимологию.

Слайд 36

Нашли фразеологизмы и устойчивые выражения.

Слайд 37

Наблюдали, как слово используется в речи.

Слайд 38

В результате такой работы у нас возникло желание создать свой УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.

Слайд 39 - 41

Мы разделились на группы:

  • Лингвисты
  • Художники
  • Редакторы

Слайд 42

И в результате у нас получились занимательные страницы словаря.

Слайд 44

Спасибо за внимание!