Цели:
- закрепить знания учащихся по теме: «Построение проекций точек на поверхности предмета»;
- познакомить учащихся с построением изображений на основе анализа формы предмета;
- познакомить с последовательностью построения видов на чертеже детали;
- познакомить с построением вырезов на геометрических телах;
- освоить построение третьего вида;
- научить применять последовательность построения видов на чертеже детали с учётом анализа формы предмета и вырезов на геометрических телах;
- развивать пространственное представление и пространственное мышление;
- воспитывать аккуратность в графических представлениях.
Задачи:
- Обучающая: Повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
- Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
- Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.
Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.
Оборудование и пособия:
Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, презентация.
Для учащихся: учебник «Черчение», Ботвинников А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь.
Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.
План (ход урока) урока
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания – визуально (1 мин)
- Сообщение темы урока, целей урока (1 мин)
- Повторение пройденного материала – фронтальный опрос (5 мин)
- Изучение нового материала (25 мин)
- Физкультминутка ( 1 мин)
- Закрепление пройденного материала (5 мин)
- Итог урока.(3 мин)
- Домашнее задание.(3 мин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания – визуально.
3. Сообщение темы, целей урока. (Слайд 3)
4. Повторение пройденного материала –
ответить на вопросы, определить и построить по представленному рисунку проекции точки А, обозначенной на наглядном изображении детали, (Слайд 4)
Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. (Слайды 5, 6, 7, 8)
Ответы учащихся.
5. Изучение нового материала.
Учитель: Тема урока «Порядок построения изображений на чертежах» является продолжением изучения темы «Чтение и выполнение чертежей». На этом уроке рассмотрим последовательность построения видов на чертеже детали с учётом анализа формы предмета и вырезов на геометрических телах
Большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Для чтения и выполнения чертежей необходимо знать, как изображаются эти геометрические тела, что мы сегодня и повторили (Слайды 5, 6, 7, 8)
Рассмотрим изображение детали «Противовес» (Слайд 9)
Проанализируем его форму.
Вопрос. Какими известными вам геометрическими телами представлено изображение данной детали?
Ответы учащихся.
- Прямоугольная призма
- Треугольная призма
- Цилиндр (Слайд 10)
Анализ формы необходим при чтении и выполнении чертежей. (Слайды 11, 12, 13)
Учитель: Рассмотрим пример построения изображений на чертежах на основе анализа формы предмета. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19)
Определив форму геометрических тел, составляющих предмет в целом, можно установить последовательность построения его чертежа
(Если на уроки черчения отводится 68 часов, то на данном уроке в рабочей тетради можно выполнить задание №30, стр. 82 «Начертить по описанию деталь, называемую втулкой.)
Учитель: Последовательность построения видов на чертеже детали рассмотрим на примере детали «Опора» (Слайд 20)
Общая или исходная форма детали – прямоугольный параллелепипед. В нём сделаны прямоугольные вырезы и срез в виде треугольной призмы (Слад 20)
- Изображение детали начнём с её общей формы – параллелепипеда (Слайд 21)
Все построения сначала выполняются тонкими линиями твердым карандашом Т (Н).
Главный вид и вид сверху – симметричны, на них показаны оси симметрии - На проекциях параллелепипеда нанесём вырезы согласно размерам: сначала на главном виде, затем построим проекции этих вырезов на других видах с помощью линий связи. (Слайд 22)
- С помощью линий связи построить проекции вертикального паза и наклонного среза. Элементы, которые на данной проекции не видимы, проводим штриховыми линиями.
- Изображение обводим линиями, установленными стандартом, и наносят размеры. (Слайд 23
Учитель: Построение вырезов на геометрических телах рассмотрим на примере детали цилиндрической формы (Слайд 24)
Вопрос. В результате чего образовалась форма детали?
Ответы учащихся.
Проанализировав форму детали, выполним чертёж в трёх видах, используя линии связи. (Слайд 24)
Учитель: Чтобы освоить построение видов на чертеже детали, необходимо проработать учащимся на практике построение третьего вида по двум данным с помощью линий связи.
Рассмотрим примеры (Слайды 25, 26, 27)
(Если позволяют часы, отведённые на уроки черчения, можно выполнить на уроке в рабочей тетради или разобрать на доске задания на рисунках 111, 112, 113, 114, стр. 89 – 91)
Учитель:
6. Физкультминутка. (Слайд 26)
7. Закрепление пройденного материала.
Выборочно разобрать на доске задания, представленные на рисунках 111, 112, 113, 114, стр. 89 – 91в учебнике (Приложение 1), используя возможности интерактивной доки. Работа рассчитана на 5 минут.
8. Итог урока.
Учитель оценивает тех, кто хорошо работал.
9. Домашнее задание.
Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках: §13, стр. 80 – 92. Выполнить графическую работу №5 «Построение третьего вида по двум данным» рис. 115, стр. 92 в учебнике. Образец выполнения работы представлен на сайте школы sch2034.ru в разделе «Образовательная деятельность» (Слайды 35, 36, 37, 38, 39),
Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.
Используемая литература.
- Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Астрель АСТ 2013.
- Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2010.
- Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2008.
Приложение 2 (Детали для уроков)