Урок технологии по теме "Порядок построения изображений на чертежах"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • закрепить знания учащихся по теме: «Построение проекций точек на поверхности предмета»;
  • познакомить учащихся с построением изображений на основе анализа формы предмета;
  • познакомить с последовательностью построения видов на чертеже детали;
  • познакомить с построением вырезов на геометрических телах;
  • освоить построение третьего вида;
  • научить применять последовательность построения видов на чертеже детали с учётом анализа формы предмета и вырезов на геометрических телах;
  • развивать пространственное представление и пространственное мышление;
  • воспитывать аккуратность в графических представлениях.

Задачи:

  • Обучающая: Повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
  • Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
  • Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.

Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.

Оборудование и пособия:

Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, презентация.

Для учащихся: учебник «Черчение», Ботвинников А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь.

Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.

План (ход урока) урока

  1. Организационный момент (1 мин)          
  2. Проверка домашнего задания – визуально (1 мин)        
  3. Сообщение темы урока, целей урока (1 мин)
  4. Повторение пройденного материала – фронтальный опрос (5 мин)
  5. Изучение нового материала (25 мин)       
  6. Физкультминутка ( 1 мин) 
  7. Закрепление пройденного материала (5 мин)
  8. Итог урока.(3 мин)  
  9. Домашнее задание.(3 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания – визуально.

3. Сообщение темы, целей урока. (Слайд 3)

4. Повторение пройденного материала

ответить на вопросы, определить и построить по представленному рисунку проекции точки А, обозначенной на наглядном изображении детали, (Слайд 4)

Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. (Слайды 5, 6, 7, 8)

Ответы учащихся.

5. Изучение нового материала.

Учитель: Тема урока «Порядок построения изображений на чертежах» является продолжением изучения темы «Чтение и выполнение чертежей». На этом уроке рассмотрим последовательность построения видов на чертеже детали с учётом анализа формы предмета и вырезов на геометрических телах

Большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Для чтения и выполнения чертежей необходимо знать, как изображаются эти геометрические тела, что мы сегодня и повторили (Слайды 5, 6, 7, 8)

Рассмотрим изображение детали «Противовес» (Слайд 9)

Проанализируем его форму.

Вопрос. Какими известными вам геометрическими телами представлено изображение данной детали?

Ответы учащихся.

  • Прямоугольная призма
  • Треугольная призма
  • Цилиндр (Слайд 10)

Анализ формы необходим при чтении и выполнении чертежей. (Слайды 11, 12, 13)

Учитель: Рассмотрим пример построения изображений на чертежах на основе анализа формы предмета. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19)

Определив форму геометрических тел, составляющих предмет в целом, можно установить последовательность построения его чертежа

(Если на уроки черчения отводится 68 часов, то на данном уроке в рабочей тетради можно выполнить задание №30, стр. 82 «Начертить по описанию деталь, называемую втулкой.)

Учитель: Последовательность построения видов на чертеже детали рассмотрим на примере детали «Опора» (Слайд 20)

Общая или исходная форма детали – прямоугольный параллелепипед. В нём сделаны прямоугольные вырезы и срез в виде треугольной призмы (Слад 20)

  1. Изображение детали начнём с её общей формы – параллелепипеда (Слайд 21)
    Все построения сначала выполняются тонкими линиями твердым карандашом Т (Н).
    Главный вид и вид сверху – симметричны, на них показаны оси симметрии
  2. На проекциях параллелепипеда нанесём вырезы согласно размерам: сначала на главном виде, затем построим проекции этих вырезов на других видах с помощью линий связи. (Слайд 22)
  3. С помощью линий связи построить проекции вертикального паза и наклонного среза. Элементы, которые на данной проекции не видимы, проводим штриховыми линиями.
  4. Изображение обводим линиями, установленными стандартом, и наносят размеры.  (Слайд 23

Учитель: Построение вырезов на геометрических телах рассмотрим на примере детали цилиндрической формы (Слайд 24)

Вопрос. В результате чего образовалась форма детали?

Ответы учащихся.

Проанализировав форму детали, выполним чертёж в трёх видах, используя линии связи.  (Слайд 24)

Учитель: Чтобы освоить построение видов на чертеже детали, необходимо проработать учащимся на практике построение третьего вида по двум данным с помощью линий связи.

Рассмотрим примеры (Слайды 25, 26, 27)

(Если позволяют часы, отведённые на уроки черчения, можно выполнить на уроке в рабочей тетради или разобрать на доске задания на рисунках 111, 112, 113, 114, стр. 89 – 91)

Учитель:

6. Физкультминутка. (Слайд 26)

7. Закрепление пройденного материала.

Выборочно разобрать на доске задания, представленные на рисунках 111, 112, 113, 114, стр. 89 – 91в учебнике (Приложение 1), используя возможности интерактивной доки. Работа рассчитана на 5 минут.

8. Итог урока.

Учитель оценивает тех, кто хорошо работал.

9. Домашнее задание.

Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках: §13, стр. 80 – 92. Выполнить графическую работу №5 «Построение третьего вида по двум данным» рис. 115, стр. 92 в учебнике. Образец выполнения работы представлен на сайте школы sch2034.ru в разделе «Образовательная деятельность» (Слайды 35, 36, 37, 38, 39),

Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.

Используемая литература.

  1. Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Астрель АСТ 2013.
  2. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2010.
  3. Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2008.

Приложение 2 (Детали для уроков)