Оборудование:
- Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы:
- таблица свойств логарифмов;
- текст «Из истории логарифмов»;
- карточки-задания; (Приложение 1)
- ПК учителя, мультимедийный проектор;
- презентация
Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.- М.:Просвещение, 2011.
Цели урока:
- Ввести понятие логарифма числа, дать словесную формулировку и символическую запись определения логарифма (основное логарифмическое тождество), научиться вычислять логарифмы.
- Развивать правильную математическую речь, сознательное восприятие учебного материала, интерес к предмету. Формировать навыки самоорганизации и самооценки.
- Воспитывать познавательную активность, культуру общения, любовь и уважение к предмету, видеть в нем не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.
Базовые знания:
- определение показательной функции;
- свойства показательной функции;
- определение показательного уравнения, основные методы и приёмы решения показательных уравнений;
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы работы:
- проблемный;
- частично-поисковый.
Виды работ:
- индивидуальная;
- коллективная;
- индивидуально-коллективная;
- фронтальная.
Мотивация познавательной деятельности: на занятии необходимо предоставить учащимся возможность проявить сообразительность, смекалку в формировании навыков самостоятельной работы, работы с учебником, навыков самостоятельного добывания знаний.
Время проведения: 1,5 часа.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
|
Слайд 2
Слайд 3 |
2. Актуализация знаний.
|
Ответы обучающихся Слайд 4 |
3. Устная работа.
Задача1: Найти положительный корень уравнения x4=81, по определению арифметического корня мы имеем , x=3 Ответ: х=3 Задача 2: : Найти положительный корень уравнения 3x=81, 3x=34, х=4 Ответ: х=4 |
Устно, с пояснением обучающихся
|
4. Постановка проблемы. Решение уравнений (аналитически и графически) 2x=8; х=3 2x=4; х=2 2x=2; х=1 2x=1; х=0 2x=6? Чтобы решить данное уравнение, что мы сможем с вами сделать? Возникли трудности? Это уравнение мы решим графически. у=2x и у=6. Графики данных функций мы изобразим в одной системе координат и по чертежу мы можем утверждать, что корень этого уравнения заключен в промежутке от 2 до 3. |
Слайд 5 Чертеж в тетрадях
|
5. Изучение нового материала. Обдумывая эту ситуацию с показательным уравнением 2x=6, математики ввели новую форму записи этого корня, а значит появился новый символ - log и термин- логарифм И поэтому тема нашего урока …? «Логарифмы» (Седьмое действие над числами) А цель - разобрать понятие логарифма числа и применять логарифмы при решении задач. Давайте вернемся к нашему графику и с помощью символа log запишем корень уравнения у=2x
читается это так: логарифм числа 6 по основанию 2. Историческая справка. Джон Непер и Ийест Бюрги были первыми, кто открыл и дал определение логарифма, создали логарифмические таблицы, была изобретена логарифмическая линейка, которой пользовались до 80-х годов 20 века. О любом уравнении вида аx=b, где а и b>0, причем а≠1. Единственный корень уравнения математики договорились записывать так: читается так: логарифм числа b по основанию а. |
Ответы обучающихся Слайд 6
Слайд7
Слайд 8-10
Слайд 11 |
6. Работа в тетрадях. Определение: Логарифм положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить число b. Опираясь на определение логарифма можно выделить три основные формулы:
Основное логарифмическое тождество: . Итак, подумайте и скажите как мы с вами будем называть операцию нахождения логарифма числа (7 действие математики)? Логарифмирование. |
Определение записать в тетрадях
Слайд 11-13
Ответы обучающихся Новый термин записать в тетрадях и на доске. |
7. Практическая работа.
|
Слайд 14 Обучающиеся объясняют найденные ошибки |
8. Самостоятельная работа (карточки). Взаимопроверка |
Ответы на доске |
9. Подведение итога урока. |
Слайд 15 |
10. Рефлексия. Что знают, чего не знают, что получилось, что нет, что необходимо повторить? |
|
11. Домашнее задание. |
Слайд 16-17 Тренажер 5, часть 1 |